У меня нет никаких претензий ни к режиссуре, ни к операторской работе, ни к актерской игре. Все очень качественно и на уровне. В принципе, другого я от Бхансали и не ждала. Он действительно Мастер своего дела.
Рани была очень убедительна в образе слепо-глухой девушки.
Амитабх Баччан порадовал очередной прекрасной работой, чем еще раз доказал, что талант, как хорошее вино, с годами не выдыхается, а только крепнет и приобретает все новые оттенки.
Но вот кто действительно поразил до глубины души, так это девочка, сыгравшая маленькую Мишель. Я и представить себе не могла, что ребенок может так играть. Она так вошла в образ, была так пугающе естественна, что я невольно прониклась трагедией и болью родителей Мишель – маленького полудикого существа, с каждым годом все больше теряющего нормальный человеческий облик. Какое же это было для них счастье – услышать, как их ребенок сознательно произносит это простое слово - «Мама». Эти кадры – настоящий взрыв всех эмоций и чувств. Прекрасный финал… мог бы быть, если бы зачем-то не сняли продолжение этой истории.
Я понимаю – фильм должен длиться какое-то N-ное количество времени, и это время надо чем-то занять. И его заняли – бесконечными попытками получить диплом.
«Ученье – свет, а неученье – тьма». Видимо это должно было стать лозунгом и основной мыслью фильма. Но получилось в итоге что-то странное.
Если я правильно поняла, то у Мишель все упиралось не в недостаточную подготовку к экзамену (все ответы она прекрасно знала), а в неумении быстро печатать. То есть, получается, что она проторчала на одном и том же выпускном курсе черт знает сколько лет, совершенствуясь в одном единственном предмете – «Машинопись». Она собиралась стать секретарем? Нет? А почему тогда нельзя было сдать эти экзамены устно? Ведь приняли ее в Университет по устному собеседованию. Кстати, о нем.
Я, конечно, слышала о том, что образование в Европе хромает на обе левые, но мне все же казалось, что для поступления в их престижное учебное заведение требуется немного больше, чем знание количества океанов в мире и географического местоположения Америки. Если у них действительно все так просто – то чего мы себе голову морочим с нашими заумными ВУЗами?! Немного подковываемся в английском и вперед – изучать искусства. Кстати, о них, родимых.
Я так и не поняла – какие, собственно, искусства изучала Мишель? И дипломированным специалистом чего она в итоге стала? Я бы не стала на этом зацикливаться – это не очень-то интересно, но на этом зациклились сценаристы. Вся вторая половина фильма крутится вокруг этого пресловутого диплома и высшего образования, которое каким-то образом должно сделать Мишель счастливым полноценным человеком.
Знаете, вот честно – я бы предпочла всю вторую половину фильма смотреть, как она ковры ткет – в этом все же был бы хоть какой-то смысл.
А вообще я не понимаю, почему создатели так заморачивались над высоким призванием этой девушки. По моему оно лежало на поверхности. Ее учитель, как я поняла, опробовал на ней свою собственную систему воспитания и обучения таких, как она, детей. Судя по всему, в эту систему никто не верил (вспомнить хотя бы фырканья и смешки г-жи Найр). Так почему бы Мишель, человеку, который знает эту систему лучше, чем кто бы то ни было (она живет по ней, вернее В ней) не продолжить дело своего учителя – дарить свет тем, кто лишен этого дара природы? Ах да, она ведь этим и занялась в конечном итоге. Мишель решила подарить свет… своему учителю.
И вот тут мы подходим к финалу.
Что такое болезнь Альцгеймера? Это малоизученное, неизлечимое заболевание, поражающее преимущественно людей старше 65 лет. Выражается в постепенной необратимой деградации личности . То есть человека, больного Альцгеймером вылечить невозможно.
То есть Мишель, потратив кучу времени на (бесполезный, как я понимаю) диплом, теперь еще примерно столько же времени потратит на бесплодные попытки вернуть своему учителю память и способность здраво мыслить. И это в фильме выставляется, как круговорот жизни. Сначала учитель дал ей свет, теперь она дает его ему. Но она-то была нормальной в смысле психики и интеллекта! У нее слуха и зрения не было – это сделало ее ограниченной в возможностях, но не больной. А он болен. И это делает невозможным и бессмысленным какой-либо процесс обучения. И дальше будет только хуже. И вот на этой «оптимистичной» ноте – занавес.
Вывод: хорошая попытка снять хорошее кино на хорошую социальную тему.