Итак, "Гаджини" - ремейк "Мементо"?... Для начала, ниже "официальные" аннотации к фильмам. Никто спорить не станет, что г-н Муругадосс умыкнул линию с амнезией и татуировками с "Мементо". Но сами фильмы всё-таки разные. Это не индийский "Мементо". Даже не вариация на эту тему. Так что мне захотелось сравнить "Гаджини" между собой, потому что сравнивать с фильмом Нолана просто бессмысленно и не интересно.
Memento: "Леонард Шелби изысканно и дорого одет, ездит на новеньком «Ягуаре», но проживает в дешевых мотелях. Его цель в жизни — найти убийцу жены. Его проблема — редкая форма амнезии, потеря короткой памяти, помня все до убийства, он не помнит, что было пятнадцать минут назад. Его друзья — Тедди и Натали, да и друзья ли они ему. Его спутники — фотоаппарат «Полароид» и татуировки на теле. Главный вопрос — почему наказанных больше, чем виноватых?"
Memento
Ghajini: "Представьте себе, что значит быть одним из самых успешных предпринимателей страны. Санджай Сингхания – богатый и преуспевающий бизнесмен, владеющий компанией по производству сотовых телефонов. Калпана – модель, которая любит похвастаться перед друзьями. Она придумывает и рассказывает всем историю о своем романе с Санджаем, хотя на самом деле они даже не знакомы. Санджай, узнав об этой истории, решает прояснить ситуацию и развеять иллюзии своей анонимной почитательницы".
Ghajini
Ghajini
Один и тот же режиссёр, в ключевых ролях играют те же самые актёры. Сцены и диалоги повторяются, местами картины совпадают кадр в кадр... А фильмы получились разные. Может быть действительно, "лучшее - враг хорошего", но вышло то, что вышло.
На мой взгляд, главная разница между фильмами заключена в исполнителе главной роли. Сурья и Аамир очень разные и, как оказалось, по-разному подошли к своей роли. Сурья бросился изучать психологию и психиатрию, вживаясь в роль ударенного в голову, а Аамиру Кхану самому что-то в голову ударило, иначе как объяснить то, что его подготовка к роли проходила в спортивном зале, где он, практически год качался.
Мне, конечно, тяжело представить, как это: проснуться и ничего не помнить. Но почему-то Сурья выглядит реальнее и убедительнее, когда снимает футболку и разглядывает в зеркале своё тело, покрытое татуировками. На скриншоте, к сожалению, не видно пластику, движения растерянного и ничего ещё не понимающего человека.
Аамир безумен. Да, он прекрасен в безумстве мести, ничего не скажешь. Он - раненный зверь. Дикий зверь. Ошеломлённый, но не потерянный. На накаченных кубиках пресса вытатуированно "Месть". Он стильный. Он, простихосподи, гламурный.
Кстати, гламур и стильность - второе отличие болливудского фильма от тамильской версии. Теперь "Гаджини" яркий, чёткий, современный. Когда я смотрела тамильский фильм, иногда возникало ощущение, что он снят в "лихие 90-е", при том, что лента в 2005 года, всего-то. Несомненно, при более высоком бюджете, Муругадоссу было где развернуться. Кроме внешнего лоска лента обрела и сюжетную цельность, но при этом стала... проще. И почему-то Муругадосс убрал из фильма пару моментов, которые он позаимствовал в "Мементо": изчезло бритьё бедра и мой любимый момент, когда герой в панике ищет ручку, чтобы записать новые факты, не находит и забывает об очень важной вещи.
И ещё про заимствование: поправьте меня, если это не так, но когда Калпана ведёт по улице слепого старика и по пути рассказывает ему всё, что встречается им по пути, это же из "Амели", правда?..
Исходя из этого, мне очень хочется, чтобы несколько моментов, которые я очень люблю, всё-таки была бы оригинальной... Чтобы это было находкой южноиндийского режиссёра, а не ремейком.
Первое: Калпана видит, что девочки-инвалиды не могут перейти дорогу, потому что их костыли застревают между прутей решётки. Девушка находит простой и эффективный выход: девочки встают на створку ворот, и она с её помощью перемещает их через препятствие. Сообразительная девушка, очаровывает.
Второе: собственно убийство девушки главного героя - Калпаны. Очень страшно... Особенно то, что в руках Гаджини кусок арматуры и он пользуется им как битой. Меня каждый раз оторопь берёт, когда главный герой получает свой первый удар по голове. Тут и Аамир и Сурья на высоте, точно так же как и Асин, играющая Калпану в обоих версиях.
Аамир.
Сурья.
Третье: признание в любви в автобусе. Честное слово, я впервые встречаю в кино такую лаконичную и неожиданную сцену. Так просто, так реально . Без пафоса, без долгого ломания, без песен и плясок. "Я люблю тебя". Что же ещё?
Да, Сурья мне в "Гаджини" понравился больше. Но вот с друзьями я бы села смотреть вариант с Аамиром Кханом. Потому что ярче, потому что цельнее и потому что в нём музыка А.Р. Рахмана. (Так и хочется пафосно вставить "оскароносного" *смайлик*)
P.S. Скриншоты из тамильской версии.
Ах да... Вот чем ещё оба фильма отличаются: посылом, так сказать. В тамильской фильме главная мысль "женщины тоже люди". И финалы у лент совершенно разные. В первом варианте главный герой после мести удирает на машине. Он останавливается на красный свет и дорогу переходят женщины: девочки, девушки, старухи, в разной одежде, в униформе, джинсах, сари... Маленькая девочка смотрит на разбитое лицо Сурьи и улыбается ему. А он улыбается в ответ. Впервые, после "второй жизни". Финал.
В хинди-варианте - это история любви, которая сильнее смерти. И фиальные кадры - это главный герой со своей любимой девушкой...