Очень необычный. Нестандартный. Я бы назвала его классикой. И не только потому, что он был снят по классическому произведению, хотя это тоже немаловажно. Его просто очень хорошо сняли - очень продуманно.
История Майи - история красивой, умной, но к несчастью очень мечтательной и романтичной женщины. Она мечтает о любви - красивой, высокой, поэтичной - чтобы все было, как в песнях, в стихах. А вокруг все серо, обыденно.
Она выходит замуж за очень хорошего, доброго человека, который искренне ее любит и готов сделать все для ее счастья, но... Но он обычный, скучный доктор, которому совершенно непонятны чувства и стремления Майи. Он не может (при всем желании) дать ей то, чего она хочет.
Когда в жизни Майи появляется Лалит, она переживает острую депрессию. У нее есть все: любящий муж, прекрасный здоровый ребенок, хороший дом. Нет в ее жизни только одного: любви. А без любви нет красок, нет музыки - только серые будни, чередой сменяющие друг друга. На какое-то время Лалит отвлек Майю от грустных мыслей. Он забавлял ее своей непосредственностью, искренностью, чистой юношеской влюбленностью. Потом он уехал и жизнь пошла своим чередом...
Появление в жизни Майи Рудера стало началом ее конца. Холодный, эгоистичный он сделал смыслом своего существования покорение женских сердец. Майа для него - всего лишь очередной трофей. Но для Майи все очень серьезно. Рудер дал ей все то, о чем она мечтала. Ее жизнь, словно драгоценный камень в лучах солнца, заиграла, заискрилась миллионом граней. "Я люблю тебя", - говорит она ему. Каково же было ее разочарование, когда он просто взял и бросил ее. Майа рухнула с небес на землю. Все ее мечты, надежды разбились. Осталось только одиночество, обида и злость на мужчин, укравших у нее ее мечты.
И тут в жизни Майи снова появляется Лалит. Он повзрослел, возмужал, стал более смелым и настойчивым. И она пускается с ним во все тяжкие. Это уже не та прекрасная, хоть и запретная, связь, какая была у Майи с Рудером. Нет, Рудера она любила. Лалита же просто использует. Недаром Лалит сказал полиции: "Произошло то, чего она сама хотела". И это правда. Ей не нужна любовь Лалита, ей нужно просто забыться. В итоге у них получается банальная плотская связь без какого бы то ни было намека на духовность. Дневник Майи испещрен каракулями - это грязные, бессмысленные страницы ее жизни.
Я долго думала над тем, так ли уж была необходима та довольно откровенная постельная сцена между Майей и Лалитом. Ведь на протяжении всего фильма все подобные сцены были показаны очень целомудренно, красиво в чисто индийском стиле. Вспомнить хотя бы сцену в поезде, когда Лалит заскочил в купе Майи. Он просто смотрит на нее, закрывая окна, но сцена получилась очень насыщенная, эмоциональная - энергетика бешенная.
Так зачем??? Неужели режиссеру вдруг отказало чувство меры, а заодно и здравый смысл (фильм предназначался в первую очередь все-таки для индийской аудитории)? Но потом я поняла, что сцена эта была действительно необходима. И именно так ее и надо было снять - грубо, пошло, грязно. Это был самый обычный животный секс. Этими людьми двигала элементарная похоть (тем более, что они были пьяны). Потому у Майи и было такое лицо, когда Лалит бросал на нее перья из подушки. Оно словно застыло. В глазах - пустота, потому что пьяный экстаз схлынул и ничего не осталось. Утром она равнодушно диктует своему любовнику, что сказать мужу, который пришел к Лалиту узнать - не видел ли тот Майю, не ночевавшую дома.
По сути, смерть стала для Майи избавлением. Если бы она не умерла, то скатилась бы на самое дно.
Когда я только села в первый раз смотреть "Госпожа Майа", у меня был только один, конкретный интерес - голая задница Короля, который настолько скромен, что даже не целуется в кадре. Я совсем не ожидала, что буду, как приклеенная, сидеть у экрана весь фильм. Разрекламированные кадры, конечно, произвели впечатление, но не такое, как ожидалось. Они смотрелись, как неотъемлемая часть сюжета, несущая определенную смысловую нагрузку. Не было ощущения пикантной рекламной паузы.
Дипа Сахи в роли Майи бесподобна. Она так естественна и органична в этом образе, что просто смотришь и проникаешься судьбой, чувствами и трагедией Майи.
Шахрукх Кхан. Роль Лалита, я считаю, была словно создана для него (или он для нее). Здесь было все: любовь, страсть, ревность, злость... Шахрукх смог показать и всю чистоту и возвышенность чувств своего героя и его разочарование, превращение в циника, спрятавшего все самое лучшее и светлое под маску безразличия и наглости. Как изменилось лицо Лалита, когда полицейский сдернул бумагу со стены, а под ней - фотография Майи. Шахрукх просто гениально передал всю гамму чувств своего героя, ставшего вдруг таким ранимым и беззащитным перед этим бездушным миром, таким жестоким к чувствам и мечтам таких людей, как Майа... как он сам...
Об эротической сцене.
Я не совсем верно выразила свою мысль по поводу этой сцены. Попробую объяснить.
Что касается того, как была снята эта сцена - работа режиссера, оператора, актеров, то здесь у меня никаких нареканий нет вообще. Я считаю, что сама сцена получилась, несмотря на откровенность, интересной, красивой и даже возбуждающей. Она как бы на грани - вот еще чуть-чуть и скатились бы к самой обычной вульгарщине, но в этом и состоит отличие талантливого режиссера от бездари. Мехта действительно снял эту сцену не для того, чтобы продемонстрировать физические достоинства актеров - он вложил в нее глубокий смысл. И вот в этом самом смысле и состоит вся грязь, пошлость и грубость. Потому что Майа занималась с Лалитом именно сексом - не любовью. Она не любила Лалита.
Секс без любви приемлим для мужчин - так уж они физиологически устроены, что получают искреннее удовольствие даже от близости с нелюбимой женщиной. Хотя и им такие отношения не очень-то интересны. Ведь недаром Рудер столько усилий прикладывал ради того, чтобы добиться именно любви женщины, а потом бросал ее. Интерес и новизна ощущений - этим он заменял в себе чувство любви к партнерше, а с ее стороны - любовь. И пускай на короткое время, но он получал то, что называется не просто "секс" а "заниматься любовью".
Майа же попробовала пойти по тому же сценарию. Выбрала парня, который в нее влюблен и пыталась вести себя как Рудер - использовать чувства другого человека для собственного удовлетворения. Она не учла одной вещи - она женщина. А для женщины мало физического контакта, даже с человеком, который тебя безумно любит. Чтобы женщина действительно получила удовольствие - она должна сама любить. Иначе в результате будет только внутренняя опустошенность и желание помыться и поесть.
Что касается Лалита, то он получил от Майи очень превратное представление о любви и страсти. Не думаю, что дальнейшие его отношения с женщинами будут складываться удачно, потому что он-то как мужчина очень даже сможет уподобиться Рудеру и просто использовать любовь женщин для своих нужд и желаний. (но это уже домыслы, абсолютное ИМХО)