Про "Месть и закон" хоть краем уха, да многие слышали. Слышать и я слышала, но смотреть не собиралась. Для этого была пара причин: ну не люблю я старые болливудские фильмы, ну не люблю я молодого Баччана, плюс меня отталкивало пафосное название фильма в российском прокате. Но когда мне "Месть и закон" в сборнике попалась, любопытство взяло верх: что ж это за кино такое, которое столько лет считается классикой, которое до сих пор цитируют и любят, которое знают даже те, кто родился намного позже года выхода фильма на экраны? (В самом деле, не будет герой нового мультика изображать героя же истории 30-летней давности, если о том дети и слыхом не слыхивали и видом не видывали?)
Я собралась смотреть фильм "фоном", то есть заняться своими делами и поглядывать периодически на экран, чтобы быть в курсе событий и, так сказать, приобщиться к великому. Но, спустя десять минут от начала фильма, про дела свои я забыла. А потом забыла про нелюбовь свою и к Баччану, и к старым фильмам.
Почему? Чего же такого особенного в старом фильме с наивным сюжетом?
Sholay - это вестерн. Стопроцентный вестерн. Без ковбоев, шерифов, прерий и индейцев, но, тем не менее, это вестерн. Каждый кадр, каждый ракурс, то, как снят фильм, как раскручивается сюжетная линия, да и сама история (для защиты деревня приглашает наёмников) так или иначе делают кивок в сторону множества классических, на тот момент, вестернов.
Да, ковбоев в Sholay нет, зато всё остальное присутствует: хорошие парни и бандиты, погони и перестрелки (к слову, снятые просто отлично)...
...ограбление поезда...
...лошади...
...скалистые горы и затерянный между ними городок...
...и далее по списку.
Но, собственно, не этим лично меня фильм захватил. А моментами. Отдельными кусками, которые и складываются в общую картину. Кого сейчас удивишь мастерски отснятым экшеном? Да никого. А вот моментами, которые врезаются в память навсегда современные режиссёры (всё равно какие, западные или восточные) нас не балуют.
В "Мести" таких моментов множество, напишу о нескольких из них. Я знаю, что не все они были режиссёрскими находками, но, в конце-концов, сколько тетральных трупп играют одни и те же пьесы.
Габбар Синх , его первое появление на экране. Какая жуткая закадровая музыка, от неё мороз по коже (мне почему-то каждый раз напоминает о музыке в японском "Звонке", честное слово). Габбар широко шагает и в руках его пояс, которым он размахивает, держа за один конец, шевелится, как живая змея. Голос Габбара и тот тон, с которым он говорит: "Ну, что скажешь, Калия?"... (Кстати, в Индии это классическая фраза, типа нашего "Надо, Федя, надо". Говорится может по любому подходящему поводу).
Мелочи: Габбара Синха копирует герой Roadside Romeo (под ту же ужасающую музыку).
Монетка Джая. Та самая монетка, подбрасывая которую он выбирал свой путь. "Если выпадет решка, то сбегаем, если орёл - остаёмся"... Только после гибели Джая, его друг, Виру, узнаёт секрет монеты - у неё орёл... с двух сторон.
Мелочи: героя Абишека Баччана (сына Амитаба Баччана) в Dhoom 1 и 2 зовут Джай. В одном из моментов он говорит: "Сделаем так, как всегда поступал в таких случаях мой отец", и подбрасывает монетку.
Танец Басанти. Девушка вынуждена танцевать для бандитов, чтобы жил её любимый. "Запомни, пока ты танцуешь - он живёт. Остановишься - будет танцевать пуля". Просто классические слова! (которые были убиты советским дубляжом, в своё время. Там было "Он будет дышать, пока ты будешь танцевать. Как только твои ножки устанут - прозвучит выстрел"... Ужос-ужос... Точно так же дубляжом был убит потрясающий глухой голос Баччана). Под ноги Басанти бросают бутылку, которая разбивается о камни на осколки и девушка танцует на них, оставляя кровавые следы.
Ещё штрихи: любовная линия Джай - Радха. По-моему, они друг другу и десятка слов за весь фильм не сказали. А вся их любовь вписывается в одну сцену: Радха гасит фонари на веранде, а Джай играет в сумерках на губной гармошке. Они разделены быстронаступающей ночной темнотой и через неё бросают друг на друга взгляды: Радха - украдкой, Джай - более откровенно...
Если уж зашла речь о Баччане, тот тут этот "рассерженный молодой человек" меня пронял. Именно тем, что его персонаж был спокоен, немногословен, наделён чувством юмора и морем харизмы. Внешне - тонкий, очень высокий, сутулый, больше похожий на персонажа манги, чем на, как правило, крепкосбитых и хорошоупитанных актёров Болливуда того времени.
Гибель Джая . Признаюсь, я очень давно не плакала от фильмов. Но даже сейчас, когда я стала делать скриншоты для поста, у меня снова комок в горле. Дхармендра (который исполняет роль Виру) и Баччан в этой сцене были настолько убедительны, что даже язык не поворачивается сказать "они играли".
Гибель семьи полицейского. Пять трупов, лежащие во дворе дома, укрытые с головой белыми покрывалами. Поднявшийся ветер срывает ткань и открывает лица всех убитых, кроме пятого, ребёнка. Глаза полицейского, когда он смотрит, как ветер пытается сорвать покрывало с мальчика...
Собственно, сама месть, которую вынесли в заглавие в переводе на русский. Бывший полицейский, которому Габбар в прошлом отрезал руки (и убил всю его семью), совершает свою месть... ногами, обутыми в ботинки, подошвы которых подбиты шипами. Кстати, из-за этой мести у фильма два официальных финала. У меня оказались как раз обе версии. В первой, со словами «Змею давят не руками, а ногами!» бывший полицейский страшно и жестоко расправляется с Габбаром, наступая на его руки ботинками с шипами, а потом убивает его. Во второй - к финалу фильма прибывает доблестная индийская полиция и толкает длинную пафосную речь о том, что полицейским негоже учинять самосуд, а Габбара уводят в тюрьму...
Итог : я не пожалела, что посмотрела этот фильм. Но смотреть его во второй раз вряд ли буду - для меня слишком тяжелый. Впрочем... не буду загадывать.