Девушка с жемчужной сережкой со спичечной фабрики / Tulitikkutehtaan tyttö (1990, Швеция, Финляндия)Хронометраж фильма всего 1 час 6 минут. Мне казалось, он длится бесконечность.
Начинается ситория показом всего технологического процесса делания спичек. Какие-то тонкие фанерные листы, их режут, бросают, режут, переворачивают, бросают, ставят-лОжат, спички сыплются, потом стоят, потом лежат, потом едут, потом едут уже в коробках, потом в блоках, и серая тетенька с утинообразным лицом вяло снимает со спичечных блоков лишние наклейки. Машины громыхающие и бездушные, тетенька болезненная и печальная.
Ну не знаю, как для кого, но мне сразу понятно - кино будет про болячку-жисть. Метафора знаете ли такая толстая - конвейер, бездушность, одиночество, рутина, люди-спички. Ну и канеш понеслось...нет, вернее не понеслось, а поползло действие.
У тетеньки мама и отчим. Зомбаки перед телевизором. Все молчат как рыбы об лед. В тарелки накладывают подозрительно мало пищи. Жуют.
Тетенька, видать, о чем-то мечтает. Ну о большом наверное, о чем еще мечтают все тетеньки мира? Чтоб попользоваться большим (если повезет) она одевает специально выбранный, очевидно, чтоб разжалобить, свитерок неопределенной расцветки и бредет на местную тусу - дискотеку. В полутемном зале танцуют поразительно некрасивые люди, на сцене певец с внешностью и голосом муслима магомаева поет задорную песенку а-ля "Утром начинается у нас покос, выйдет на луга трудится весь колхоз..."
Облом, тетеньку не пригласили танцевать. Так она и просидела, выдув на облезлой скамейке штук 6 бутылок газировки...
Ну и так далее. Ходила, просила, дали, забеременела, затосковала, обиделась, потому что не позвали, стала плохой девочкой с тоски. Я не поняла мораль, если чес... По сути - незачем таким серым тетенькам и рождаться? Или что с ними делать обществу-то? Очередная констатация факта - что есть масса людей, ни богу свечка, ни черту кочерга. Как балластные вещества, просто чтоб на улицах что-то передвигалось, чтоб было кому платить за электричество ЖЭКу, и кому делать спички... Посострадать у меня не получилось. Индентифицировать себя с таким полуспящим и жалким существом - тоже.
Всегда было интересно, что заставляет режиссеров снимать такие фильмы. Для фестивалей? Какая в этом заслуга? Где момент творчества? Снять обшарпанные стены и души так просто. Это везде. Еще раз ткнуть зрителя, что вот такое часто и густо? И шо?
Это заумь на самом деле - голый король. Не круто.