Фильм «Пока я жив» был не первым и не вторым, который я посмотрела с Шах Рукх Кханом, но где-то в районе первой пятерки. К тому времени я уже выделила для себя этого актера, очаровалась им, узнала о его жизни, особенностях творчества и прочее. Аннушку знала (и полюбила) по «Эту пару создал Бог». О Катрине ничего не знала и ничего с ней не смотрела. Из отзывов перед просмотром было прочитано два:
1 – что фильм не досмотрелся до конца, так как стало скучно (причем это был отзыв поклонницы Шаха, вкус и мнение которой мне как правило нравились).
2 – отзыв при скачке, что очень понравился, снят в современном стиле. Этот отзыв меня несколько утешил, все-таки появилась надежда, что фильм неплохой. Но в любом случае мне было интересно посмотреть последний (на тот момент) фильм с Шахом, его образ, какой он сейчас, так что смотреть кино я села изначально без особых ожиданий и претензий с одной стороны, но вобщем-то думая, что мне все же будет интересно даже просто из-за актеров.
Фильм меня не разочаровал. Даже больше. Не скажу, что он стал самым любимым из фильмов Шаха, но безусловно понравился. И как ни странно вызвал интерес еще какого-то другого плана – я стала читать другие отзывы и споры, о его создании, съемках – чего в такой степени я не делала даже к любимым фильмам. Соответственно, благодаря этому, узнала о режиссере Яш Чопре (фактически не знакомая с Боллиудом, я и о нем до этого ничего не знала), о его смерти, больше узнала о Катрине, в том числе и о самых разноплановых мнениях о ней и т.д.
Поэтому в некоторых местах отзыва я в чем-то отвечаю или выражаю свое мнение также и по поводу того, что прочла на форумах индийского кино.
Ещё хочу уточнить, что смотрю его только в оригинальной озвучке с субтитрами.
О фильме:
Прежде всего хотелось бы написать о режиссерской работе и о Яш Джи. Впоследствии я посмотрела еще один его фильм – «Сумасшедшее сердце». Также другие фильмы Шаха. И поняла, что эти два фильма Яша Чопры, отличаются - воспринимаются (от фильмов Шаха с другими режиссерами) мною как-бы по своему - по настроению, по ощущению.
Мне пришло на ум сравнение просмотра этих фильмов с прогулкой по городу (который построил Яш). В котором что-то ещё не достроено, что-то построено вроде без большой пользы, но придает ему дополнительное очарование своей красотой. Какие-то улочки успеваешь увидеть мельком, какие-то очень продуманы, яркие и полны жизни. И в целом от города, от прогулки по этому городу, остается какое-то легкое, чистое, светлое, хорошее чувство любви, романтики, доброты, дружбы. Оно как бы витает в воздухе. И мне частенько хочется вернуться в какие-то местечки этого «города» и снова погрузиться в это настроение.
К тому же у меня некоторые нестыковки в событиях, обстановке, особенно в индийских фильмах, не претендующих на строгую реалистичность и последовательность, не вызывают большого раздражения, если у фильма при этом есть другие достоинства, если это не совсем ключевые моменты, и если это не касается несоответствия поведения, характера, чувств героев.
Мне показалось, что Яш Джи очень чувствовал и любил красоту – земли, женщин, внутреннюю, внешнюю. И иногда ради неё жертвовал реалистичностью в своих фильмах. Девушка, скала посреди ярко-голубого озера, синее небо, прыжок – красиво… Да, совсем непонятно конечно, как она туда попала, и можно было бы легко снять это всё без такого несоответствия. Но он решил сделать это так – красиво. Мне это не помешало.
То, что герою Шаха дали обезвредить бомбу, – что ж, иногда бывает, что человек своей внутренней силой убеждает других ему поверить или подчиниться. По крайней мере это не так невероятно, как, допустим, падение с большой высоты на асфальт, как в «Трех идиотах» (и после этого человек через несколько лет бегает и прыгает как ни в чем не бывало), принятие в наводнение родов при помощи пылесоса и прочее.
На мой взгляд как раз таки этот последний фильм Яша приблизился по стилю к более реалистичному, последовательному, очень приятному фильму в европейском стиле. Обстановка, наряды, хорошие мелодичные песни и мелодии, приятный добрый юмор, без особых перегибов в ту или иную сторону, отсутствие жёсткого пуританства, морализма и слишком экзальтированных сцен. Может поэтому его и стали так сильно критиковать, что сравнивали и предъявляли к нему требования как-будто уже в чем-то как к евро-голливудскому кино.
В целом меня в фильме явно резануло только два момента–несоответствия. Первый - это то, что Акира в северной Индии бегала и танцевала в шортиках среди индийских солдат, пусть даже при таком продвинутом командире. Второй – когда Самар и Амира стали смеяться под мостом. Шутка не показалась мне уж настолько смешной, но дело даже не в этом. На мой взгляд так себя повести при работе с бомбой, такой ответственный за других человек, как Самар, не мог бы – это не вписывается в его характер. На привале, пожалуй такая сцена еще могла бы произойти.
Много рассуждений было насчет возраста героев. Шах в первой части фильма в роли парня 28–ми лет меня совершенно убедил. И в принципе не совсем понятны активные претензии и насмешки над ним по этому поводу. Тот же Аамир, его одногодка, сыграл в «Трех идиотах» вообще студента–первокурсника и это не вызвало никаких нареканий (у меня кстати тоже – Аамир хорошо выглядел и убедительно сыграл). Здесь же 28 лет – уже вполне мужской возраст, к тому же индийские мужчины по моим наблюдениям гораздо быстрее взрослеют и часто к 30-ти годам выглядят уже очень взрослыми мужчинами. Катрина, несмотря на молодость, тоже показалась мне по своей сути способной быть и девушкой и одновременно уже взрослой женщиной. Так же как и в Шахе сидит и мальчишка и совершенно взрослый мужчина. Поэтому в их паре на мой взгляд не было дисбаланса, в том числе и в близких сценах. У меня было ощущение, что они друг другу очень помогают войти в образ. Катрина – Шаху в 1-ой части, где акцент на юной, романтичной, страстно–нежной влюбленности, и Шах – Катрине во 2–ой части, где отношения, любовь уже более взрослые, в чем-то более глубокие, выстраданные.
Мне понравилось, как играли все – Шах, Катрина, Аннушка; очень многие моменты были трогательны, чувства достоверны и не наигранны, сыграны и выражены соответственно характерам героев. Вначале я болела за Аннушку, так как уже её знала, и она мне была уже заранее симпатична. Но потом это ушло и мне понравилась концовка.
Мне понравилась героиня Катрины, то, как сыграла Катрина. На мой взгляд очень даже хорошо. Не могу сравнивать с другими ее ролями, так как не видела, но по мне она выразила глубину чувств, переживаний гораздо больше, чем допустим Карина Капур в «Ашоке». Причем играя эмоционально сдержанную героиню, что гораздо сложнее.
И еще при том, что думаю и Шаху и Катрине при съемках все же приходилось преодолевать некоторую скованность и смущение из-за всей этой шумихи–скандале по поводу Саламана. На мой взгляд они достойно это преодолели, а если немного что-то и чувствуется, то это вписывается в сюжет фильма, где герои, хоть и сильно влюблены друг в друга, живут при этом совсем разными жизнями и внешне, и в чем-то внутренне, поэтому некоторый налет смущения – он в тему.
Вообще, когда я смотрела впоследствии совместные интервью, выступления Катрины и Шаха, мне показалось, что Шах признал в ней очень сильную женщину и относится к ней, как к равной и с большим уважением, конечно, как мужчина поддерживая и защищая, но без некоторой все же «родительско-взрослой» опёки, как он часто относиться к молодым актрисам. И подтверждение этому для меня и то, что она стала другом его семьи.
Мне понравилась Катрина Кэйф. Понравилось, как она себя ведет, как держится. В ней сочетаются такие вроде бы трудно-совместимые качества, как спокойствие «дзен», контроль эмоций, владение собой (в том числе и спокойное мудрое поведение и отстранение от того, что о ней думают и говорят её недоброжелатели, которых конечно полно у почти любой сильной известной личности) и страсть – к жизни, к работе, к танцам, - которую она не боится открыто выражать, также как и свою женственность, сексуальность.
В фильме мне очень понравился танец начавшийся в клубе и последующий за ним Ishq Shava. Просто чувствуется, что Шах и Катрина очень сильно в нем раскрываются, отдаются этой своей страсти к танцам, открыто вкладывая в него и свою сильную сексуальность. Просто молодцы! При этом Катрина, которая в этом танце просто притягивает взгляд, ярко выражая свою сексуальность, страстность, делает это очень грациозно-естественно, женственно, без пошлости и потери нежности, несмотря на смелые и иногда сексуально вызывающие движения танца. Просто восторг, как они, и особенно она, станцевали.
Очень была рада поцелую Шаха и романтичным близким нежно-страстным сценам. Не увидела в этом ничего неправильного, лишнего или тем более пошлого. Пусть хоть в одном фильме Шах сильнее показал себя в этом образе. И благодарность за это безусловно Яшу Джи, но также и Катрине, так как думаю для того, чтоб сказать «да» съемке таких сцен такому человеку, как Шах с его установками, у него должно быть очень большое доверие в первую очередь конечно к режиссеру, но также и к актрисе.
И вообще не очень понимаю лицемерного морализма, когда даже такие невинные поцелуи считают чем-то аморальным, не нужным, и считаю, что для индийского населения как раз таки давно пора включать в какие-то фильмы и поцелуи и эротические сцены, чтоб оно училось выражать в этом нежность, чувства. Потому что большинство мужского, в том числе и, так сказать, «избирательно-морального» населения, имеющее интернет, все равно будет искать и смотреть и что-то подобное, находя всякую пошлость, если не хуже. Так уж лучше пусть смотрят и чему-то учатся на хорошей нежной эротике.
В заключении хочу написать еще о том, каким мне показался смысл, идея фильма. Я читала в отзывах мнения, что его посыл в призыве не откладывать любовь, любить сейчас. Мне же показалось, смысл именно в том, что прозвучало несколько раз в фильме – что истинная настоящая любовь существует, но даже для по-настоящему влюбленных у неё может быть своё время. И для того, чтоб смочь её осознать, впустить, принять в свою жизнь, нужно стать в той или иной степени взрослее, мудрее, пройти, понять какие-то вещи в жизни.
Мира была влюблена, но уверенности в чем-то важном, чтоб быть вместе, глубоко внутри у неё не было. Самар, при всей своей по сравнению с Мирой взрослости, не смог её до конца убедить поверить в него, в истинность, важность их любви или во что-то ещё – может и в то, что они смогут преодолеть все препятствия. И во время аварии все её страхи и неуверенность прорвались. Как-будто эта ситуация (обещание Миры, вызов и отъезд Самара) возникли потому, что они еще, не смотря на любовь, не готовы были быть вместе – что-то они должны были пережить, стать другими. И когда они снова встретились, именно ещё более повзрослевший, в чем-то очень изменившийся Самар смог убедить Миру. Именно этому - с одной стороны в чем-то всё такому же, а с другой – уже совсем другому – тому Самару, который разговаривал с ней в церкви, когда к нему вернулась память, Мира смогла поверить и преодолеть свой страх любить и быть любимой.
Вот примерно как-то так.
Спасибо Яш Джи, спасибо Шах, Катрина, Аннушка и все остальные за этот хороший, светлый, добрый романтичный фильм. Яш Джи спасибо вам за такой подарок вашей души. Спасибо за ваши фильмы, за то, что вы так любите и верите в любовь…