ЛЕНЬ УБИВАЕТ ТВОРЧЕСТВО
Шахрукх Кхан
Символ для Рыб возник в вавилонские времена, во время которых созвездие было связано с двумя большими реками: Тигром и Ефратом. Судя по всему, Рыбы один из самых старых знаков Зодиака.
ЧТО-ТО ПОДОЗРИТЕЛЬНОЕ
Я всегда считал, что два рыбьих хвоста, направленные друг против друга, обозначали дуальность характера. Хороший и плохой. Или возможно, просто полное отсутствие направления. Еще раньше в подростковом возрасте это также навевало мысли о том, что ‘возможно, это рыбий вариант 69 позиции’. Но сейчас, проводя некоторые изыскания, я выяснил, что это символизирует двойственный характер Рыб в совершенно другом контексте. Я истерзал Google, чтобы обнаружить, что рыбы, плывущие в противоположных направлениях, указывают на интуитивный и идеалистический характер (рыба, плывущая вверх) в сочетании с чувством практичности и приземленности (рыба, плывущая вниз). Они - идеалистические реалисты! Впечатляет, не так ли! Жаль, что я также был идеалистическим реалистом в том, что моя идея 'Я сделаю лучшее индийское кино о супергерое’, может достичь высот в бокс-офисе с тем же успехом, как и быть моей любимой мечтой.
БЫТЬ НЕГАТИВНЫМ
(Между прочим, на одном из веб-сайтов я выудил, что идеализм перечислен среди 'отрицательных' черт Рыб! Мне это показалось интереснее, чем обнаруженное значение сбивающей с толку рыбы. Почему кто-то решил, что идеализм это недостаток?)
Однако, Рыбы, похоже, обладают многими замечательными чертами: Интуиция, инстинктивность, воображение, доброта все это было перечислено среди положительных качеств. В списке недостатков (сразу за идеализмом) стояла 'лень'. Лень всегда интриговала меня. Будучи полу злым Скорпионом, я решил, что нет особого вреда в том, чтобы для разнообразия написать о так называемой отрицательной черте. Поэтому в этом месяце - лень. И позвольте мне начать с того, что если и есть что-то, к чему я всегда стремился (и никогда не добивался успеха), это быть ЛЕНИВЫМ!
ЗВУК В МОЕЙ ГОЛОВЕ
Я делал все от меня зависящее, чтобы склонить мой разум к праздности без какого-либо успеха. Вот недавно утром, проснувшись и посмотрев на часы, я решил оставаться в кровати, сколько смогу. В течение нескольких минут в моей голове зудели мысли о том, что сделать. Я насчитал 54 дела. Проверил почту, которая, главным образом, состоит из странных сделок с имуществом в неизвестных местах и ловко замаскированных сообщений, которые неизменно приведут вас к более дешевому предложению купить Сиалис и Виагру. Я обзвонил по поводу незначительных встреч, и всюду получил отказ. Затем я провел время, набирая номера из своей телефонной книжки, которые я не мог опознать, в попытке выяснить, что это за важные незнакомцы, которые, возможно, обитали в моей жизни, когда я был в детском саду. В общем, в конечном итоге я стал испытывать досаду на самого себя. Я восхищаюсь людьми, которые могут ничего не делать. Я восхищаюсь их вялым темпом и их спокойным равнодушием к достижениям. Я восхищаюсь тем, что они могут ничего не делать, не чувствуя будто совершают убийство, потому что я так не могу. Единственное время, когда я не работаю, это, когда я сплю. Фактически, мне кажется, что если бы кто-то смог записать излучения моего мозга, даже тогда они были бы направленными на что-то подозрительно связанное с моей профессией. Вероятно, в своих снах я помогал бы девушкам на движущихся поездах и спорил бы с бандитом вдвое больше меня или разрабатывал бы различные способы раскидывать широко руки. У меня есть то, что моя мама определяла как ‘муравьи в штанах... и пижаме.’
БЕЗДЕЛЬНИЧАЙТЕ В УДОВОЛЬСТВИЕ
Говорят, лень - это отсутствие чувства ответственности. Дети могут быть на зависть ленивыми. Например, мой сын. Я уже это рассказывал, но из-за проблем с памятью и раз уж это статья о лени, я повторю ту же самую историю. Я очень скучаю по своему сыну, который учится далеко от дома. Поэтому время от времени обуреваемый отцовским эмоциями я печатаю ему длинное любовное или поучающее послание. Как вот это, которое я уже где-то зачитывал, ‘сын - это истина с грязью на лице, красота с порезом на пальце, мудрость с неприятным запахом в волосах и надежда на будущее с лягушкой в кармане... Я скучаю по тебе мой прекрасный сын... бла... бла... бла... кап... кап... кап... ’ И он отвечает на мое длинное сообщение единственной буквой… ‘K’! Что ‘K’ означает ради Бога? Насколько можно быть ленивым, чтобы даже не напечатать ‘O’ до нее? Это же всего лишь одно дополнительное малюсенькое легкое касание клавиши, все. Дети могут с легкостью быть такими ленивыми и бессердечными, если я могу добавить. (Хотя, должен сказать, что мой друг Каран Джохар вполне доволен ответами ‘K’ на его сообщения.)
ДЕТИ МЕРСЕДЕСОВ
Мне кажется, что это вопрос и воспитания, и обстоятельств. Верно, что те, кому не нужно обеспечивать или кто не создает пути для получения собственного хлеба насущного, могут позволить себе быть менее трудолюбивыми и меньше крутиться, чем те, кто несет бремя бедности. Все же есть элемент твердости в энтузиазме к работе и созиданию, что по существу является продуктом воспитания. В отличие от меня, мои дети родились в богатстве, и у них есть все, что могут пожелать дети их возраста. Я никогда не отказывал им в чем-либо и не пытался произвести впечатление на них материальной ценностью окружающих их вещей. Я не склонен к привычке, которая есть у многих родителей, когда они говорят что-то типа, ‘beta yeh shirt expensive hai, ispe kuch giraana mat’ (сынок, эта рубашка очень дорогая, не запачкай), и ребенок в конечном итоге рассказывает друзьям, какая у него дорогая рубашка и как бы не запачкаться. Затем есть те бедные дети, которым не разрешают портить дорогие машины их пап, и которые рассказывают всем и каждому, что приехали в школу на Мерседесе (с пластиковыми чехлами, остающимися на сиденьях в течение двух лет). Мне это кажется дешевым, если быть честным!
МОЯ РОЛЬ КАК ОТЦА
Быть в состоянии обеспечить моих детей - это вопрос глубокой гордости в моем сердце, таким образом, я всегда ощущал неуместность того, чтобы осведомлять их о материальной ценности вещей в их жизни. Однако, что важно, они понимают ценность тяжелой работы и настойчивости. Я попытался обеспечить это понимание и помочь им превратить его в энергичность, отражающуюся в том, как они занимаются чем-либо, будь то спорт, или учеба, или их выступления в школе. Я попытался научить их упорно трудиться и не сдаваться. Пытаться еще и еще, как всем известный муравей, пока не получится.
Я горд, что они хорошо усвоили этот урок. Хотя должен вас предупредить, что у этого есть и обратная сторона. Особенно, когда дело касается игры в Скрэббл и победы над ними. Тогда приходится играть всю ночь напролет, пока не проиграешь им, или не закончишь созданием несуществующих слов типа ‘zigges, ', roulter’ или ‘akhrot’, на чем и будешь пойман, после чего можно отправляться спать. Лень - это не просто физическое явление, состоящее в том, чтобы быть лежебокой, пичкающим себя чипсами при просмотре целыми днями крикета. В ней есть и умственная составляющая, и к этой ее части я никогда не стремился. Я вижу доказательства такой лени повсюду. В творческом мире лень приводит к неспособности быть достаточно скрупулезным, чтобы творить без страха. Она заставляет нас заниматься плагиатом или ограничивать свое творчество, чтобы сделать его более приемлемым для общественности.
КИНОШНО БЕЗУМНЫЙ
В Болливуде есть знаменитая история об одной известной и уважаемой актрисе, которая чрезвычайно увлечена своей работой. Она пришла к режиссеру и предложила ему множество вариаций психически нездорового персонажа, которого она играла. Она провела глубокое исследование различных умственных болезней и того, как тот или иной недуг повлияет на ее изображение. Кажется, после исполнения перед режиссером различных вариантов, она спросила его, ‘Сэр, как бы вы хотели, чтобы я это изобразила, как шизофренический 'безумный' или маниакально депрессивный 'безумный'?’ Режиссер, который, конечно же, не был настолько же добросовестным как актриса и понятия не имел, о чем она спрашивает, посмотрел на нее и сказал, ‘Мадам, я лишь хочу, чтобы вы сыграли киношно 'безумного'. После чего он отправил ее поинтересоваться, как игрались такие роли в хинди кино в прошлом различными актерами. (Прошу прощения за использование термина 'безумный' не политкорректным образом.)
ЛЕНИВЫЙ МОМЕНТ
В то время как малая его доля это нормально (все мы делаем это в некоторой степени - и относим это к вдохновению), его большое количество, введенное в привычку, ведет к очень паршивому искусству на самом деле. Артист принадлежит своему искусству, а не своему артистизму. Сущность творчества - быть в состоянии придерживаться своей правды в своем искусстве настолько старательно насколько возможно. Для этого нужно мужество. Намного легче пойти на компромисс. Иногда то, что правильно для вас, просто не резонирует с миром вокруг вас, и способность выдержать это отделение ваших идей от идей вашей аудитории невозможна, если вы позволили себе быть ленивыми в отношении своего творчества.
ЛУЧШИЕ УМЫ
Многие мастера были признаны лишь спустя долгое время после той эпохи, в которой они жили. Для остального мира потребовались столетия, чтобы достигнуть способности определить ту правду, с которой художник выразил себя. Я не знаю ни одного мастера, который был бы ленив в отношении собственного искусства. Это потому, что создаваемые вами творения являются частью вас, и невозможно считать их рутиной. Это когда ваша творческая деятельность - на поверхностном уровне и не резонируют с вами, тогда и становится трудно отдать ей все, что есть у вас.
УЧАЩИЙСЯ И УЧЕБА
Точно также как лень может перерасти в нехватку творческой твердости, есть еще форма интеллектуальной лени, которая мешает нам копать достаточно глубоко или быть достаточно любопытным, чтобы найти собственные ответы на вопросы. Например, я часто поражаюсь интеллектуальной ленью, поощряемой некоторыми школами или учителями. Дети копируют записи, готовятся к экзаменам на книгах, составленных из прошлогодних экзаменационных вопросов, учителя затыкают им рты, когда они задают слишком много вопросов и так далее. В Атланте учитель был временно отстранен от работы в школы за то, что давал ответы за студентов во время экзамена, а на вопрос, почему, ответил, ‘Мне пришлось давать ответы, потому что они бессловесные как истуканы.’ Может это и похоже на идеального учителя для отвратно подготовленных учеников, но я делаю такой вывод из этого: учителя иногда лишают детей уверенности своим стремлением получения хороших оценок для школы или даже для самих детей. Мы должны прививать детям уверенность, чтобы они никогда не чувствовали себя глупыми, принимая тот факт, что есть вещи, которые они не знают, и нет ничего в этом плохого, как и в том, чтобы сказать это учителям, чтобы они могли помочь вам.
ТАБЛОИДИЗАЦИЯ!
Магия обучения чахнет из-за интеллектуальной поверхностности, которая проявляется в обществе в целом. Серьезность бесед упрощается. Включаешь телевизор, и ведущие больше заинтересованы тем, чтобы показать какие они умные, чем действительно показать что-то умное. Фактически, это все от лени. Факты не проверяются, цифры приводятся в большом количестве без какого-либо основания, а суждения выносятся без каких-либо доказательств вообще. Так часто я узнаю, какой фильм я делаю и с кем, потом, кого я заменил и кого выбросил из фильма. Кроме того, я тщательно высчитываю свою зарплату, как указано в некоторых материалах, что я читал и смотрел, всякий раз, когда хочу чувствовать себя как Карлос Слим. Моя проблема не с таблоидизацией новостей, моя проблема - со скрывающейся ленью за нежеланием получить хоть какие-нибудь фактические основания для комментария. Только это! Иначе я наслаждаюсь сплетнями, как и все. Не могу сказать, что они мне нравятся, но я действительно наслаждаюсь ими время от времени. И это ведет меня к самой основной из всех леностей в моем ленивом списке: Моральная лень или отсутствие моральной твердости.
МОРАЛИ И ЦЕННОСТИ
Я не моралист, и у меня своя очень специфическая идея о том, какие должны быть ценности (я не буду вдаваться в это прямо сейчас). Я не претендую на то, чтобы быть Махатмой или даже стремиться к нирване, как возможно некоторые. Мои моральные принципы - вероятно идеалистически-реалистическая часть меня, но они хорошо продуманы и ясны. Меня постоянно озадачивает моральная лень, которая в основном окружает нас. Не столько то, что люди живут на грани принятой общественной морали. Я не осуждаю таких вещей, я действительно считаю, что каждый должен иметь его или её собственный компас, и определять его или её собственные рамки при условии, что они не наносят вреда другим людям. Я озадачен, когда люди поднимают шум по поводу сексуальности других или того, чем они занимаются в приватной обстановке. Если кто-то хочет выражать любовь так, как хочет, и это все согласуется с желанием и на радость соответствующего партнера или партнеров, я полагаю, что мы просто должны позволить этому быть. Это - любовь! Возможно, это не ваше понимание любви, но это не делает его неправильным или аморальным.
ПРОСТЫЕ ВЕЩИ
То отсутствие глубины, с которой люди смотрят на свое поведение и легкость, с которой они извиняют самих себя, вот что я нахожу интригующим. Я имею в виду не грандиозные дела (фуражные аферы, угольные жульничества, скандалы в крикете и т.д.). Я говорю о самых простых вещах. То, как люди относятся к своим друзьям, как подводить друг друга становится 'профессиональным', или использование друг друга становится 'дружбой' из целесообразности. Я говорю о повседневных вещах, которые фактически делают наши жизни нормальными. Я считаю, что суть дружбы - милосердие, не любовь. Любовь без милосердия неполна. Милосердие может появиться только, если вы применяете моральную твердость по отношению к самому себе. Это - продукт понимания ваших собственных недостатков, рассмотрения мест, где вы допустили ошибку и раздвинули границы ваших собственных ценностей. Делая это, вы открываете свое сердце неудачам и слабостям других людей. Вы понимаете, что они также попали в ловушку собственных принуждений, комплексов и неуверенности. Вы не ждете совершенства в отношениях, если научились быть добрым. Вы принимаете красоту их недостатков, и становитесь способным любить независимо от них.
ПРАВИЛЬНО И НЕПРАВИЛЬНО
Я где-то читал, что жизненный опыт каждого человека создает уникальную моральную вселенную вокруг людей, которая становится своего рода биографией их жизни и определяет то, как они ее проживают. Я нашел эту мысль интересной и истинной. Некоторые из этих вселенных очень упрощенные и линейные, в то время как другие чрезвычайно сложные. Иногда простые структуры легче для обитания, так как их жесткость более удобна, чем подвижность более сложных. Лень возникает, когда вы остаетесь в конкретных рамках, никогда не ставя их под сомнение. Это не вопрос того, правы вы или неправы, хороший или плохой, лучше или хуже. Это вопрос того, бросаете ли вы когда-либо вызов своему лучшему, или своему худшему, или своему совершенству, или своей способности быть плохим. Это также вопрос того, что вы принимаете за хорошо, и как и почему вы хотите определять это именно так.
ЖИЗНЬ В АКВАРИУМЕ
Если вы позволяете себе слишком много оправданий и слишком мало вызовов, все шансы, что в конечном итоге вы будете несчастны и не сможете сделать тех, кто вокруг вас, счастливыми. Воображать, что вся вселенная в заговоре против вашей радости, возможно легче, чем заглянуть внутрь себя и поразмышлять, а как вы сами виноваты в своих страданиях, но это не делает вас хоть на немного счастливее. Мы актеры - искусные теоретики заговора. Жизнь в аквариумах, что мы ведем, делает для нас удобным чувствовать себя очень важными, а за этим следует, что мы склонны чувствовать себя еще и жертвами. Например, произошедшее недавно со мной, когда большая дурацкая дверь упала на меня и весьма серьезно меня травмировала. Урок молодым: Иногда большие двери или люди, падающие на вас, могут довольно серьезно навредить вам (но это уже другая статья). Вернемся к тому, что актеры ощущают себя жертвами. Мне дали понять, что некоторые думали, что этот несчастный случай был запланированным шагом, чтобы победить в моей так называемой конкуренции. Неужели! Что дальше? Похитить самого себя и отсылать свои части тела по кинотеатрам, если зрители скупают хорошо билеты? Только, чтобы окончательно расставить все точки, единственное, что я пытаюсь делать, это снимать фильмы в силу своих способностей и со страстью. Вот так просто, все! Все остальные теории заговора, построенные вокруг несчастных случаев со мной или моего поведения на публике - ложные представления. Я также напоминаю себе не попадаться в ловушку этой болезни виктимизации.
РАХУЛ ПРОТИВ ГМЛЕТА
Играть постоянно Гамлета совсем не весело. При всем должном уважении к Шекспиру, Гамлет был сентиментальным занудой. С другой стороны, ‘Рахул’ - намного более интересный парень. Он делает мир вокруг себя счастливым, поет песни, когда ему грустно или когда он жаждет женского внимания, и с юмором относится к себе. Кроме того, он прилагает усилия, чтобы его отображение в зеркале было хорошим, координирует свои действия и упорно трудится над тем, что он решил сделать (даже если это заставить Анджали влюбиться в него).
Так что мой мудрый совет всем вам в этом месяце: Оторвите свои задницы и займитесь делом. Будьте достаточно смелы, чтобы не быть ленивым в отношении того, кем вы можете и кем должны быть. Не сожалейте о красивых людях, которыми вы на самом деле являетесь. Вселенная - это заговор красоты со счастьем, скрытым в естественной простоте своих бесконечных сложностей. Не пугайтесь жизни (или предыдущего предложения, оно предназначено, чтобы избавить вас немного от интеллектуальной лени), просто убедитесь, что вы отказываетесь лениться по поводу того, чтобы прожить ее хорошо.
Теперь моя работа на этот месяц закончена. Мне нужно забраться в одеяло, запастись закусоном и уставиться тупо в телек, как пещерный человек пялился на огонь после тяжелого дня, проведенного на охоте. Лишь затем, чтобы я не чувствовал, что ленюсь, все это было установлено в моем тренажерном зале среди гантелей и запаха пота. До следующего знака Зодиака... хр-р-ррррррр... хр-р-р.
Источник.