Неоднозначное кино, на мой взгляд.
Первым порывом для скачивания было то, что режиссер этого фильма женщина, актриса Нандита Дас.
Вот она, если кто еще не узнал.
- Спойлер:
Актриса она замечательная, видела ее в нескольких фильмах, как легких, почти масальских, но чаще все-таки в нестандартном индийском кино на социальные темы. У Мани Ратнама снялась в нескольких картинах. Мне она очень нравится. Поэтому вопроса: качать фильм или не качать, у меня даже не возникало. Скачала давно, не смотрела, все ждала чего-то. По отзыву Наташи уже тогда поняла, что фильм хороший. Но опять не сразу почему-то кинулась смотреть уже скачанный вроде фильм. Зря не зря, но сегодня очень удачно его посмотрела.
Как я уже выше сказала, для меня это весьма неоднозначная картина. И понравилось, и не понравилось. Ощущения после просмотра странные, как будто тебя вроде подталкивают к чему-то, к выводам каким-то, но мне эти выводы не очень близки по духу, я им сопротивляюсь, а меня вроде все равно толкают.
Немного исторической справки для понимания. Дело происходит в Гуджарате, штат на западе Индии, граничащий в т.ч. с Пакистаном. Штат проблемный и все по тем же проблемным индийским вопросам: индусы и мусульмане, кто кого. В тот 2002 год, когда происходят события в фильме, действительно были сильнейшие беспорядке. Началось все с того, что какими-то мусульманами-экстремистами был подожжен поезд с индуисткими паломниками, люди погибли. Индуисты в неконтролируемой злобе в ответ взяли в руки вилы, лопаты и пошли громить дома, кромсать людей, насиловать женщин. Мусульман, конечно.
В фильме параллельно идут несколько разных историй, разных людей, в основном, мусульман. И не смотря на то, что истории эти вроде как выдраны из потока времени, нет начала, нет конца, но тем не менее ощущения от них абсолютно целостные. Думаю, что получилось это благодаря идеально прописанным характерам героев и актерам, сыгравших свои роли. Смотришь на героя и не знаешь, кто этот человек, чем занимается, чем живет, что нравится или что не нравится, но ты знаешь какой он, знаешь его характер, знаешь его нравы. Это огромный и, на мой взгляд, самый главный плюс этого фильма. Истории в фильме совсем не веселые, но все равно умудряешься получать огромное удовольствие от игры актеров. Насируддин Шах, сыгравший в том же году в "Ишкье" зрелого мужчину, умеющего влюбляться, сыграл здесь старика, который ни сегодня-завтра отдаст Богу душу. Пареш Равал, который обычно играет дурачков в дурацких комедиях, играет злобного и бессовестного индуиста. Остальные им под стать. Здесь, в этом фильме, я просто преклоняюсь перед каждым актером. Дай Бог такую же игру увидеть в каждом фильме. Иногда этого, ой, как не хватает.
А неоднозначным фильм стал для меня в том плане, что я не согласна с подачей материала. В подобных конфликтах нет правых и виноватых. Подобные ситуации возникают из-за действий обеих сторон. И подобные вещи не возникают на пустом месте. Но в данном случае подача была какой-то однобокой что ли. Вроде как, если бы автор решила, что раз плохо говорят чаще всего про мусульман (а это так), а индуисты все время как бы не при чем, то надо показать, что мусульмане жертвы, а индуисты стервятники. А ведь на самом деле жертвы и те, и другие. Жаль и тех, и других. И осуждаешь и тех, и других. Вот это в фильме для меня оказалось спорным. Но сказать, что эта идея в фильме была навязчивой, то нет, совсем нет. Она проходит незаметно, замечаешь ее уже только в конце, когда понимаешь где и как все закончится, но она есть.
Больше всего, конечно, пробирает история маленького мальчика. Что будет с ним, когда он вырастет, если успеет вырасти, думаю, после просмотра понятно. Повторись такой конфликт через 20 лет и он, также как в этот раз индуисты, возьмет в руки вилы и пойдет громить индуистов. Потому что слишком много увидел и слишком много в силу своих лет не сможет теперь понять. И, самое главное, вряд ли ему кто-то захочет что-то объяснить и переубедить. Жаль.
Рада, что посмотрела фильм.