Двойная рокировка / Infernal Affairs / Mou gaan dou (2002, Гонконг)
Отступники / The Departed
Двойная рокировка.
Просмотр этого фильма родил у меня размышления на тему творческой судьбы Мартина Скорсезе. Чувачело снимает фильмы уже несколько десятков лет и с какого-то момента, каждый уважающий себя критик считает своим долгом пнуть его (думаю, волосатую) задницу, при этом постоянно оперируя словами "мэтр", "повторяется", "потерял-растерял" и тыпы . Например, вы, девочки, помните такие потрясающие фильмы как
Злые улицы или
Бешенный бык, которые так восхваляют киноценители? Это тоска смертная, я вам скажу. И однако же, говоря, о каждом новом фильме Скорсезе, старикану ставят в вину, что он перестал снимать такое же кино для избранных, а перекинулся на коммерческие рельсы.
Лично мне кажется достойным уважения, что немолодой мужик, сохраняя энтузиазм и склонность к авантюрам, снимает коммерчески успешные фильмы, под-ни-ма-я среднестатистического зрителя на уровень чуть-чуть повыше стандартного коммерческого кино. Это ведь талант! И гораздо более редкий, чем кажется. Да блин, драйв чек испытывает, если его фильмы нравятся максимально бОльшему числу зрителей. Может он сам по себе несложный и снимает кино, которое ему всегда нравилось))
Кароч.
Попытаюсь провести сравнительный анализ Рокировки и Отступников. Если кому-то это в принципе интересно))
Если опустить разговоры о том, что было первее, кто там что снял до этого и от кого, чего ожидалось...на мой взгляд фильмы равноценны, хотя вызывают разные ощущения.
Рокировка - романтикам. Отступники - циникам.Для меня совсем неожиданным оказался тот факт, что китайская версия добрее и позитивнее американской. Рокировка практически целомудрена в плане насилия и общего злодейства. Главные герои в ней очаровательнейшие мужики со здоровой нервной системой. Хорошо сбалансированные, приспособленные к нормальной жизни, вызывающие естественную симпатию. Тони Люн беззастенчиво использует "мужские" приемчики для обаяния масс, улыбается, поднимает брови, делает кото-шрековские глаза и ваще душка. Энди вострый и сдержанный, отточеные движения и респектабельный прикид. Ну Энди - это Энди. Уж какой есть))) Мысль о том, что парни в итоге будут на одной стороне, и, фильм по сути, история о несостоявшейся дружбе мелькает еще в начале. Что мы имеем в итоге? Минуя нейтральных баб, на стороне Добра - один харизматичный молодой мужик Тонька и один менее харизматичный старый. На стороне Зла - то же самое (вмсто Тоньки - Эндичка), только старый мужик совсем нехаризматичный и делает свое бандитское дело без особого демонического настроения. Так что ненавидеть и бояться как бы и некого. Фильм, построенный на крепкой детективной основе смотрится ровно и по-мелодраматичному грустно. Переживаешь о несложившейся судьбе Тони, надеешься на "нормальность" Энди, время от времени треплешь нервишки в особо закрученных местах, сетуя на судьбу-злодейку.
В Отступниках, при почти полностью сохраненном детективном сюжете, расстановка сил между Добром и Злом в корне меняется. На стороне Добра - сидящий на транквилизаторах, орущий Ди Каприо, парень перманентно "на очке"; неуверенный и вялый его шеф - Мартин Шин (блин, мне все время казалось что он сдаст Лео в любой момент) и циничный, агент-отморозок Уолберг. Согласитесь не густо. Добро на задворках, злые улицы рулят. На стороне Зла - махровый гад Дэймон, который вызывает нешуточное омерзение, и "демон по жизни" Николсон (старый черт, трахатель молодых кобылиц, клоун-убийца, типаж плавно перешедший из бетменовского Джокера). Даже то, что действие происходит почти целиком в темноте и ночью, придает мрачности и неотвратимости. Главгеры изначально ущербны, они язва на теле жизни)) Поэтому, когда язву иссекают, происходит своего рода дзен))) Присутствие такой звезды как Николсон не могло не сместить акценты и Джек играет тут ТРЕТЬЮ главную роль, чего не было в Рокировке. И отношения между Крысой (Деймоном) и гением зла (Николсоном) представляют собой дополнительный объект интереса. Здесь есть и черный юмор, исторгаемый изъязвленным пороком Николсоном. Деймон ссыт и увиливает, Николсон держит под контролем неверного и подлого коллегу. Лео тоже ссыт. Бедный Джек за двоими не успевает))) В результате мир в фильме так шаток, в этом болоте нет ни одного сухого и достаточно устойчивого места, куда можно ступить. Нет ни одного человека, в котором можно быть уверенным.
Если брать в итоге общее эмоциональное ощущение от фильма, Отступники - страшнее. И мне это больше нравится))). Главгеры - здесь обрисованы густыми и сочными мазками, против тонких изящных линий китайцев))). Мое рабоче-крестьянское происхождение, очевидно, ценит наглядность и порок больше глубины)))
В принципе можно сказать, испорченные америкосы сняли фильм об испорченных америкосах, а китайцы, живущие "по понятиям" и закованные в некие штампы отношений между настоящими мужчинами, сняли кино, поддерживающее штампы, хотя и превосходящее по профессионализму обычную продукцию.
Пысы. У Скорсезе и диалоги мне показались интереснее. Нэ?))) А кстати, ведь Ди Каприо и Оскара получил за лучшую роль второго плана. Не опускайте уж сильно паренька, он же не виноват в своем коротком носе и пухлом личике)))
Даже по скринам разница очевидна?)))
Пыпысы... В Отступниках была постельная сцена))) Бонус однако))