Шри Анджанейя / Sri Anjaneyam
Год выпуска: 2004
Страна: Индия, телугу
Режиссер: Кришна Вамси / Krishna Vamsi
В ролях: Нитин, Чарми, Арджун, Чандра Мохан, Суббараджу, Пракаш Радж, Рамья Кришна, Пилла Прасад
имхо: очередной прекрасный образец классики многих жанров совокупности, выраженный современными кинематографическими средствами, с привлечением высокограмотных и талантливых профессионалов. В итоге получилась шикарная кинокартина на остросоциальную тему, суперсовременная (ибо настоящая классика практически всегда суперсовременна), все в меру и без излишеств. Такое кино можно и детям до 12 лет показывать, и для особо невежественных и особо одаренных там есть что посмотреть, послушать и над чем пораскинуть мозгами, и тем, кто на грани от впадения в маразм от большого ума и опыта может быть познавательно (про так называемых «нормальных» или среднестатистических кинозрителей я уж и не говорю).
Кино «Шри Анджанейя» — про проблемы мелиорации на деревне, об извечной борьбе плохих и хороших персонажей (например, за возведение дамбы для борьбы с засухой и процветания в земледелии), ну и всякие там типично индийские примочки: театр и реалити-шоу, и трагедия, и фарс, и стеб, и красочные проходы по базовым религиозным мотивам и морально-этическим императивам. В этой кинокартине естъ коллизия и про жрецов в характерно оранжевых и специально чорных облачениях, и жертвоприношения невинных архитекторов дамбы и ихних сироток местечковыми злодеями, для получения корысти и авторитета на деревне, и прочие номера, разницы и специализации.
А вообще, фильм «Шри Анджанейя» посвящен богу Хануману, обезьяноподобному сыну бога ветров, явившемуся на помощь Храму Рамы по молитвенным просьбам своего преданного служителя и вообще тезки. Обезьянки же не только наши так называемые «братья меньшие», но если верить недалеким британским учоным, являются их и современных человеков далекими предками. Так что философичная интрига-то присутствует, и как обычно очень много спецэффектной и комичной левитации с кувырканьями в драках промеж живописных ландшафтов, песен и танцев понапихано. В качестве одной из примечательных деталей можно отметить прекраснейшую музыкалку. Телугу вообще очень мелодичен, а для меня лично было находкой оценить поистине волшебный вокал Читры, он — как граненый бокал из прозрачного горного хрусталя (хотя так твердо звучит в Slokam, что совсем не исключено, что им и стекло резать можно, хе-хе). Ну и остальные закадровые композиции, актерский ансамбль, номера и клипы превосходного качества, практически каждый заслуживает отдельного абзаца, если разжевывать постатейно, чем же они хороши в плане высокого искусства и классического мастерства.
Для тех же, кто настолько погряз в своем хлеве насущном, что на полнометражное кинопроизведение современного и классического индийского искусства времени или желания нет, и быть уже не может, изложу вкратце сюжетную линию:
- Спойлер:
- Местный авторитет Брамана, с братом и Ко, состоящей из перманентно бухающей сельской шпаны, при советах хитропопого так наз «большого» человека — мелкого, но юркого подручного бизнес-калькулятора и адвоката, мало того, что кроваво замочили и по-кощунски неортодоксально закопали конструктора передовой и общественно-полезной дамбы вместе с женой на стройплощадке почти у подножия статуи бога Ханумана, но и до кучи удумали снести древний ведический храм, так как на святой храмовой земле были обнаружены залежи ценного чорно-золотого гранита, который они взалкали пилить и пилить, чтобы окупить издержки от недавеча просЪанных выборов. Сын же невинно убиенного инженера и его красавицы-жены (в исполнении таких роскошных «звезд» как Prakash Raj and Ramya Krishna) полностью проспал в автомобиле сцену убийства своих родителей, и впоследствии нашел убежище у священнослужителя-вайшнава в древнем и почитаемом храме бога Рамы. Прошли годы, сиротка выросла, стала симпатягой, любимцем деревни и истинно преданным бога Ханумана, назвали же подкидыша как и его любимого бога на телужском наречии — Анджи.
Любовная линия, естественно, также в наличии: по ходу кинодействия Анджи оперативно отососал яд из ранки после укуса змеи у местной сексапильной красотки и сорви-головы Падду, и искушенная деваха воспылала к герою-спасителю страстными чувствами, после чего невинный парень регулярно спасался от нее бегством, обзывая в т. ч. «огненным шаром» (видимо, шаровую молнию так окрестили переводчики).
Тем временем гнусный злодей Брамана, невзирая на морально-философские увещевания единственного из своего окружения более-менее вменяемого амбала-брата, вступил в сговор с деревенским колдуном, практикующим культовые ритуалы на кладбище, связанные с демоническими силами, мясными подношениями, кровавыми возлияниями и влиянием на погоду. Тот, как и положено магу-чернушнику с соответствующей атрибутикой, предварительно зазомбировал заклинаньями и скормил демону в форме огромного огненного рогоносца очередного политического лидера, собиравшегося реанимировать возведение общественно-полезной дамбы в районе деревни, а также надоумил алчного Браману с юристом принести демону еще одну невинную жертву — Анджи- для подмазки дела личной экспроприации принадлежащей Храму земли. Ну и, как водится у хитропопых злыдней, чтобы землю с ценным гранитом у Храма отнять и озолотиться, и другим помешать в благих начинаниях, принялись эти негодяи всякие непотребства чинить и праведных гуру и его помощника Анджи публично порочить, изживать с места и позорные экзекуции устраивать (в т. ч. организовали лавку по продаже спиртного рядом с храмом и всячески глумились над верующими). Тут уж душа сиротки не выдержала и исстово воззвала ко все видевшему богу Хануману во время праздничного богослужения с шикарными красками, плясками и песнопением (в исполнении Шанкара Махадевана, кстати). Потом следует явление Шри Анджанейи т. е. Ханумана своему подопечному — и все это, конечно, лучше видеть, чем буквально или фигурально описывать.
Ну и далее по ходу кинодействия Хануман, будучи то своей собственной статуей разной величины, то усталым путником — дивным мудрецом атлетического сложения с цветными линзами, то попросту наделяя своей божественной силой Анджи, помимо различных сверхъестесственных трюков, спецэффектов и мифических полетов над мостами, полями и реками, планомерно и методично навешивал 3,14-юлей врагам Анджи, священного Храма Рамы и процветания местечкового сообщества в целом. Но, кстати, всё по-божески гуманно и эстетично, т. е. колдуна с демоном всесильный бог спалил в его же магическом огненном круге, а Брамана с братвой, адвокатом и гопниками были символически задраны гневной макакой в малиновые клочья, но практически сразу же под незабываемым впечатлением экстренно пререквалифицировались в преданных Шри-Анджанейи, и под предводительством обретшего свое истинное предназначение Анджи подрядились, все в традиционных оранжевых одеяниях, на возведение типа пирамидальной дамбы, и чуть ли не круче всех шудр там стали камни таскать и рыть, и непрестанно челобитные Хануману коленопреклоненно отвешивать, во имя искупления грехов. Ну и с водохранилищем на деревне все стало ок, Анджи женился на Падду, с благословения своего Бога, в общем тотальный хэппи-энд, справедливость восторжествовала, мозги капитально промыты, на телужский манер, что и следовало ожидать от этого почти 3 часового кинофрагмента феерических индийских реалий.