Находясь официально в
Тамил Наду, дворец традиционно является резиденцией королевской семьи Траванкор
из Кералы. Этот дворец являет собой один из лучших образцов светской
архитектуры в Индии и в частности деревянной архитектуры западного побережья.
Штат Керала известен своими зелеными рисовыми полями, простирающимися до
горизонта, пронизанными сетью водных артерий с разбросанными там и сям
живописными деревушками. Местный розовый латерит идет на строительство
деревенских домов и покатых черепичных крыш, образуя лучшую защиту от обильных
муссонных дождей, каскадом обрушивающихся на землю в мае, июне и июле. На
сегодняшний день это один из самых густонаселенных штатов, где уровень
грамотности достигает почти 100%.
По дороге от Тривандрума (Тируванатхапурам), столицы штата,
вниз до Каньякумари, конечной точки Индийского субконтинента, находится
Падманабхапурам. Значение этого названия восходит к храму
Анант-падма-набха-свами в Тривандруме. В алтарной части этого храма находится
длинная фигура возлежащего Вишну. Согласно мифологии, Вишну возлежит в океане
вечности, покоясь на кольцах гигантского змея по имени Анант, бесконечный. Это
символическое ложе становится вместилищем тишины и божественной благодати,
когда Вишну ложится, чтобы отдохнуть в промежутках между творениями. Из пупа
Вишну (набха) вырастает цветок лотоса (падма), на котором восседает Брахма. Это
божество медитировало на протяжении многих божественных лет, и в итоге получило
в дар возможность создать вселенную. Поэтому, пока Брахма творит, Вишну
отдыхает, сохраняя и поддерживая мир. Именно Анант держит всю вселенную на
своем многоголовом теле, «как если бы она была величиной с горчичное зерно», и
место, в котором находится Анант, ассоциируется с Кералой. Поэтому Вишну назван
господом (свами), который лежит на Ананте, и из пупа которого (набха) рождается
лотос (падма) творения: Ананта-падма-набха-свами. Царская семья из Траванкора
считалась священными преемниками божества Анантападманабхасвами из храма в
Тривандруме. До сегодняшнего дня они выполняют свои ритуальные обязанности
перед божеством, а их дворец носит название Падманабхапурам.
Падманабхапурам окружают крепостные стены, а невдалеке
находится небольшая деревушка, из которой выходит длинная дорога, ведущая прямо
к декорированным воротам дворца. Здание, строившееся многими поколениями, в 17
и 18 веках имеет богато украшенные резьбой дверные проемы и окна, скульптурные
консоли и красивые покатые черепичные крыши. Деревянной архитектуре свойственны
особые утонченность и роскошность, которые невозможно передать в работе с
каким-либо другим материалом.
Дорожка ведет от входных ворот к крутой лестнице, ведущей в
большой зал, от пола до потолка покрытый темным теплым деревом. Этот зал, в
котором принимали почетных гостей и проводились заседания министров, являет
собой совершенный образец светской архитектуры Кералы. Огромные прочные
деревянные балки образуют потолок с шашечным узором, центральные квадраты
содержат деревянные цветочные мотивы и розетки, помещенные в местах скрещения
балок. Покатая крыша составляет одно целое с оформлением внутренних стен зала, которые
драматично скошены книзу. Косые стены не дают яркому солнечному свету и жаре
проникать внутрь, предотвращая блеск. У основания скоса находится ряд окон с
деревянными ставнями, фильтрующими свет и уменьшающими его интенсивность.
Вокруг всей комнаты расставлены королевские сиденья и троны из дерева,
предназначенные для семьи и посетителей. Когда отсутствие обуви обусловлено
климатической необходимостью, а не модой, тщательно отполированный пол в зале
собраний должен быть очень приятен и гладок, чтобы на него могла ступать
королевская нога.
Из этого общественного помещения, где развлекали почетных
гостей, можно пройти в частные королевские покои. Это лабиринт прелестных
открытых коридоров и веранд с колоннами, ведущих в комнаты и кабинеты. Открытые
внутренние дворы и небольшой сад хорошо вписываются в план всего здания,
оставляя участки для света и тепла, ведь в жилых помещениях всегда прохладно и
сумрачно. Кухня, столовая, королевские опочивальни с минимумом мебели
составляют часть традиционного домашнего стиля Кералы. В деревянной архитектуре
основное внимание уделяется балкам и столбам, местам скрещения и консолям, и в
этом дворце каждая мельчайшая деталь тщательно продумана и прекрасно
проработана.
Главными в плане дворца являются четырехэтажные Королевские
апартаменты с опочивальнями (на 2 этаже), с больничным ложем из 64 сортов
дерева и великолепной молельной комнатой на самом верху. Эта комната украшена
настенными росписями, на одной из которых Вишну представлен в образе Падманабха
Свами.
С краю дворца находится большой каменный Натакшала, или Зал для
танцев, музыки и театра. Это относительно недавнее сооружение в
псевдо-культовом стиле имеет мандап с резными каменными столбами. Он был
построен махараджей Сватхитхируналом, великим музыкальным композитором и
покровителем искусств. К югу от зала для танцев находится небольшой гранитный
храм (в стиле, подобном тамилнадскому), соответственно посвященный Сарасвати,
богине знаний, музыки и искусств.
Из этой прекрасной королевской резиденции семья Траванкор
переселилась в столицу Тривандрум в 1934 году, а дворец Падманабхапурам был
отреставрирован и открыт для просмотра широкой публике.