Alex Klimov
А глядите-ка, что сейчас расскажу! Присядьте, я быстро, осталась всего пара пинт пива, в конце концов.
В общем, говорят, бывают самородки, ну из грязи в князи, вот это все, но по моему опыту, из грязи вырываются очень редко. Почти примерно так же, как из окна в Манчестере увидеть полярное сияние. И, тем не менее, такое случается. Так вот я сейчас расскажу об одном парне, и, если что, все вышесказанное – не про него, он обычно только кичится этим, вроде как он такой свой в доску, чуть ли не из трущоб, но в реальности он обманывает. Да он всегда обманывает, но делает это чертовски красиво, он ведь живая легенда!
Так вот. Как-то в сентябре 68-го в Хатфилде (Хартфордшир) в семье крутого рекламщика и фотомодели родился пацан. Он был вторым ребенком в семье, корни которой восходят к роду Маклафлинов и самому королю Эдуарду I. В общем, парень, как вы понимаете, с категорически непростым генофондом и, как оказалось, с врожденным гонором. С детства этот мелкий ублюдок досаждал практически всем, начиная со своей старшей сестры Табиты. Драться на улице он начал примерно в три года. В пять лет ему очень здорово наваляли, и с этого момента он поклялся, что лучше помрет в драке, чем окажется на земле. Поэтому сейчас у этого мужика уже черные пояса по дзюдо, карате и джиу-джитсу. Да что там говорить – пару лет назад он лично получал черный пояс по джиу-джитсу от самого Хенцо Грейси, величайшего из спецов по бразильскому виду этого единоборства! В общем, с нашим героем в темном переулке лучше не встречаться. Да с ним даже на ринге лучше не встречаться. Говорят, Джейсон Стэтхем как-то попытал счастья в поединке с ним и выловил неплохих оплеух. Может сложиться впечатление, что я рассказываю о каком-то монстре из мира боев без правил, но это, поверьте, парень из другой вселенной, хотя слажен он прекрасно, что ни говори.
Когда ему исполнилось 15 – его выкинули из Stanbridge Earls, а это, я вам хочу сказать, недурная школа в Хемпшире! Знаете за что? За употребление и распространение наркоты, а еще за то, что его застукали в своей школьной комнате с... проституткой, причем он сам говорит – что не с одной. Наш парень вообще не особо дружил со школами и образованием всю свою жизнь, ему даже диплом о среднем (высшее это тем более не его тема) дался с большим трудом и уже в конце 90-х. У его родного отца была крутая рекламная компания, но парню и пяти не было, когда предки развелись, и маменька вышла замуж за сэра Литона, наследника одного из древнейших родов Англии, и стала леди, а наш трудный ребенок переехал жить в немаленький замок семнадцатого века. В общем, у этого засранца никогда не было проблем с бабками, но всегда были проблемы с законом и воспитанием. Еще у него никогда не было проблем с бесконечным фонтаном всяких самых странных идей. И одной из таких идей была навязчивая мысль взять в руки камеру и снять какое-нибудь упоротое видео. Он даже в киношколу записался по протекции сэра-отчима, но, пробыв там пару месяцев, срулил, заявив директору, что все эти школы выпускают скучных и однообразных мудаков.
В общем, бывает же такое, что тебе нереально везет? Скажете нет, а вот наш парень – как раз из таких везунчиков. Про него все говорят – с ума сойти какой везунчик. Но и это, блин, не так. Вы спросите, в чем секрет? Я отвечу – он просто упоротый. Да, наглухо вообще. У него энергии как у атомной станции, если у него что-то не получилось сегодня – он пойдет, и будет долбить это завтра, потом послезавтра, пока не получится. И я здесь не метафорами говорю – дело, правда, именно в днях. В сутках по 24 часа. Ровно столько часов ему потребовалось, чтобы снять клип для какого-то дурного лондонского диджея, который, однако, взяло MTV, где клип даже стал популярным. И все это – без образования, без денег, без камеры даже! Да, он в том клипе снимал на какой-то валенок, я не шучу, там и клип весь так выглядит. А ведь тогда, ребята, не было сотовых телефонов с камерами! Вообще сотовых телефонов почти не было! И вот когда-то в том 95-м, во времена расцвета рейвов, бигбита и групп вроде Crystal Method или Chemical Brothers, наш бунтарь решил объять необъятное – он снял короткометражку, которую назвал «Ебучий Случай Трудное дельце» (the Hard Case). И даже не постеснялся отправить это свое «произведение» во все возможные места, куда в 95-м году это позволяли сделать адресная книга, телевизор, папины знакомства по рекламе и титул отчима. Я кстати, оговорюсь – он про себя часто рассказывает, что, дескать, работал и каменщиком, и барменом, мебельщиком и даже посыльным. Среди всей этой брехни есть одна правда – посыльным он действительно работал. У папы в конторе, ага. А вот, например, мебельщиком работать у него не вышло – доверенный ему антикварный стол 18-го века был расхреначен вдребезги, когда наш герой не рассчитал высоту узкого тоннеля, в который въезжал на своем фургоне.
Но чести ради стоит отметить, что то короткое произведение все-таки было неплохим, потому что им спустя пару лет заинтересовалась одна весьма известная и серьезная дама.
Ее звали, да что это я, и до сих пор зовут, Труди Стайлер. Она, чтобы вы не утруждали себя сейчас гуглежом, – весьма успешный английский кинопродюсер, режиссер, актриса и, по совместительству, жена Стинга. Да-да, того самого, из the Police. Ну, вот тот мужик с хрипотцой и красивыми песнями. Так у нашего весьма непростого парня начало появляться Имя. Я уверен, многие уже догадались о ком я, но если еще вдруг нет, то виновник моего рассказа – Гай Ричи. Не, сорян, Гай Стюарт Ричи. Вот так правильно.
В общем, к чему я все? Мне тут недавно заявили, мол, ваш этот Гай – посредственное шапито. Снял одно успешное кино и теперь штампует одно и то же раз за разом, бездарь, в общем, совершенно не кассовый режиссер, снимающий провальные фильмы. А я сначала хотел дать заявившему в рожу кулаком, но потом вспомнил, что Ричи-то так точно сделал бы, и сдержался. Поэтому я лучше сейчас вам расскажу, как все было, а вы уж решайте сами.
Так вот. В 95-м году никому не известный режиссер, да и посредственный (вообще никакой) клипмейкер Гай Ричи, насмотревшись Квентина Тарантино и проснувшись как-то утром с какого-то особенного бодуна, решил, что он будет снимать фильм. Да нет, ФИЛЬМ! Идея этого Фильма пришла в голову Гая, когда он снимал свой первый короткий метр про картежника, названный в итоге «Трудным Дельцем». В том же году Ричи поделился набросками сценария со своим новым другом, с которым они познакомились через владельца устричного бара в Soho, – Мэттью Воном. Да-да, это тот самый Мэттью Вон, который сам попозже снял «Пипца», «Первый Класс» людей Икс и «Kingsman». Кстати, Мэттью и сам сыграл в том ФИЛЬМЕ выменяв свои участие в подготовке и деньги на звание генерального продюсера. Блин, да Мэттью – это вообще отдельная история, и тоже, черт подери, легендарная! Начнем с того, что он женат на Клаудии Шиффер, да, на этой иконе из 90-х, вот именно на ней! Полжизни Мэттью считал своим папой Роберта Вона – суперзвезду шпионского супер-сериала 60-х «the Man from U.N.C.L.E.», по которому Ричи в итоге снимет свою адаптацию. Настоящим отцом Мэттью вообще оказался не кто-нибудь, а крестник короля Георга VI, Джордж Альберт Харли де Вер Драммонд. Короче, жизнь этих двух парней – она находится где-то за пределами нашей вселенной, они как будто сами персонажи из кино.
Мэттью так проникся сценарием, что сказал другу – «зуб даю, мы это снимем». Ну и пошли года мытарств. Как ни странно, но денег Гаю никто давать не хотел. Ни папа, ни отчим, ни друзья, никто. Хотя бы просто потому, что Гай изначально прослыл бесшабашным авантюристом и энергичным раздолбаем, его родители даже решили, что он принципиально имитировал модное среди богемы заболевание «дислексию». Ну а это же просто – если тебе вообще ничего не хочется читать, писать ты тоже затрудняешься и вообще ты звезда уровня Брюса Уиллиса – просто объяви себя дислексиком. И все, сценарии тебе будет надиктовывать помощник, а если ты не глупый идиот и, в отличие от дислексии, Альцгеймер тебя еще не обуял, то своими-то словами ты уж точно все перескажешь потом. Вот и Гай так поступал всякий раз, когда ему что-то наскучивало, особенно учеба: он ссылался на дислексию и отправлялся туда, где ему было более интересно.
Так прошли несколько лет. В один прекрасный момент, в 98-м, звезды все-таки, сошлись. Во-первых, старший Ричи, Джон, по каким-то там своим делам позвонил своему старому знакомому – одному весьма известному мужику, Питеру Мортону, сооснователю сети Hard Rock Cafe. Параллельно Мэттью Вон, находясь у Питера дома, потому что он (а мы многого все-таки еще не знаем про Мэттью!) как раз завершал свое обучение в Америке, спросил своего… крестного Питера Мортона: «Питер, тебе должен был позвонить отец моего друга, Джон Ричи…».
Во-вторых, Труди Стайлер показала «Трудное Дельце» своему мужу, сказав «я помню этого борзого парня, он хорош, надо дать ему шанс, поговаривают, у него есть сценарий для полного метра!». И, наконец, в-третьих, девушка Гая, манекенщица и телеведущая Ребекка Грин убедила своего отчима, банкира Гилберта де Боттона, вложить небольшие средства в фильм своего парня, что и послужило катализатором начала основных работ над производством. В итоге проект фильма про карточный долг и его последствия собрал какие-то, на самом деле, жалкие 750 тысяч фунтов стерлингов бюджета. Причем весьма весомая доля из этой суммы была выделена именно Труди и Стингом, который, прочитав сценарий, даже согласился бесплатно (!!) сыграть эпизодическую роль в фильме. Ну вот разве это не грандиозное везение, скажите мне?
Съемки дались трудно. Гай был готов поколотить любого на съемочной площадке. Именно тогда родилась байка, что они все же схлестнулись со Стетхемом, который абсолютно реально получив хорошенько от Ричи по зубам, больше не вступал с тем в спор. Как ни странно, но Джейсон либо отмалчивается, либо говорит – «да вы сами попробуйте подраться с Гаем Ричи, я на вас посмотрю потом..». Продюсер Вон сохранял ледяное спокойствие, и, если бы не это и периодические появления на съемках Стинга и Труди – фильм мог бы так и не найти своего зрителя. Особенно, учитывая политику режиссера относительно актерского состава. Сказать про нее «наняли по объявлению» – это значит, ничего не сказать вообще. Наняли реально гангстеров, бывших наркоманов, одного бывшего олимпийца (угадайте кого) и Винни Джонса. Почему именно Винни, спросите вы? Как бывший футболист «Челси» оказался в фильме у Гая Ричи? Все просто, Джонс в свое время был капитаном сборной команды графства Хартфордшир, в которой Ричи, будучи младше на несколько лет, некоторое время занимался футболом. Винсента Питера Джонса еще во времена «большой» футбольной карьеры прозвали «Секира» – он творил на поле невероятные подкаты, отнимал у противников мяч одним своим видом. Во времена, когда Ричи впервые взял в руки камеру, ему как-то довелось ассистировать при трансляции матча между «Челси» и «Юнайтед Шеффилд», в котором Джонса удалили с поля за очередной жесточайший подкат примерно сразу же после начала матча. Секунд через двадцать. Это надолго запомнилось Гаю, и когда ему понадобился реальный костолом для своего киношедевра – Ричи позвонил именно Джонсу.
Так на небосводе кинематографа зажглась новая яркая звездочка, которой сразу же присудили венец «нового Тарантино» (хотя нафига? Старый-то в тот момент тоже был еще молод и полон сил!).
«Lock, Stock and Two Smoking Barrels», снятый буквально на коленке с привлечением людей «по знакомству», взял огромную кучу наград, а главное — суммарно миллионов тридцать баксов по всему миру (Википедия говорит про 25, но это неверно: не учитываются прокаты фильма, показы в мелких кинотеатрах, купленные после 2002 года, и много других факторов). Вы спросите, чем же это кино так привлекло всех вокруг? Да хрен его знает, если честно. Оно просто было другое. Это не было «Бешеными псами» или «Чтивом» Тарантино, хотя исключительно продолжало стилистику, это и не было стандартным криминальным драматическим боевиком, вроде отшумевшей в 95-м «Схватки» Майкла Манна. Это был новый стиль в кинематографе – драмеди боевик, получерная комедия, полукриминальный экшн. В 98-м Ричи ворвался в мировое кино как Prodigy с «The fat of the land» в мировую музыку – это было непонятно, но охрененно интересно, это всех увлекало.
Несмотря на то что Труди Стайлер достаточно сильно была обижена на Ричи за эпизодическое упоминание в титрах (генеральным продюсером был заявлен Мэттью Вон), она таки позвала его на большую вечеринку в свое поместье в Уилтшире, где они с мужем посодействовали знакомству Гая с одной весьма эпической особой – Луизой Чикконе. В нашем с вами мире ее знают, как Мадонна. Это будет совершенно безумным, но именно в этот момент Мадонна практически закрутила роман с Мэттью Воном! Не знаю, в который раз про него сказать «тот самый», но вот тот самый. Мадонне нравился молодой, весьма успешный, тонкий и бесконечно эрудированный Мэттью Вон. Когда же Мадонна увидела брутального, сильного и наглого, при этом грандиозно находчивого Гая Ричи – она практически влюбилась. А с ней, как вы знаете, это бывало часто. Вообще говоря, Мадонна и Ричи приехали на вечеринку к Труди не просто так, а обговорить возможную передачу прав на издание саундтрека к «Картам, деньгам..» на лейбле «Maverick Records», который принадлежал Мадонне. Гаю Ричи в тот момент исполнилось 29 лет.
Именно тогда, на той самой вечеринке, жизнь Гая Ричи резко изменилась – уже в начале 1999 года он стал не просто режиссером «Карт и денег..», а «парнем Мадонны». Луиза Чикконе не была бы Мадонной, если бы не отрезала своему новому протеже все связи и мосты с прошлым миром. Начала она, конечно же, с бывшей девушки Гая Ребекки. Впрочем, кто может устоять перед Королевой? Никто. Все падают ниц. С этого момента Гай Ричи был помечен специальным маркером, которым бог киношников мажет задницы всем великим мастодонтам.
При всем рафинаде в повестях о Мадонне и Гае, история их отношений на самом деле сложная. 42-летняя Мадонна чуть ли жизнью не рисковала, когда рожала Рокко, их сына, в 2000-м году.
Как раз в том году Риччи снимал «Спиздили Snatch» — свой второй полный метр, вполне себе опередивший время, пожалуй, во всех этих криминальных драмеди–боевичках надолго и всерьез. Это уже потом появились фильмы вроде «Ограбления по-итальянски» или «Друзей Оушена», которых Содерберг снимал как ремейк одноименного фильма с Синатрой, но очень серьезно оглядываясь на «Большой куш» и «Карты..», даже создатель «Счастливого числа Слевина» Пол МакГиган (он же один из стартаперов сериала «Шерлок» с Камбербетчем) как-то заявил, что в своей работе опирался именно на визионерское видение Гая Ричи в «Большом куше». В отличие от «Карт…», «Большой куш» окупился в десятикратном размере, принеся Гаю Ричи как режиссеру фильмов головой, мировую известность, крутую уважуху среди коллег, а главное — признание весьма харизматичной жены, которая в тот самый год, родив ему сына, сказала, что в кино больше никогда не снимется.
Ричи, вы же помните – не из тех парней, которые ложатся на землю. Короче, в 2002-м Гай снимает для жены дурацкое кино «Унесенные». Этот римейк древней робинзонной итальянщины, не был, как многие пишут, ни данью, ни даже подарком Мадонне. Гай пытался доказать уже взрослой, на 10 с лишним лет старше него, жене, что та еще способна играть хорошие роли после «Эвиты», успех которой для Мадонны стал настоящей клеткой. С одной стороны, в 98–99-м годах Королева была на пике с альбомом «Ray of Light» и синглом «Frozen», с другой – за последнюю свою главную роль в «Лучшем друге», в котором она снималась беременной сыном Рокко, она получила «Золотую Малину» как худшая актриса года. Родив нового маленького Ричи, она сказала большому Ричи – «идите вы все в жопу со своим кинематографом». Не тому сказала. За основу Гай взял итальянскую классику 74-го года с невероятным названием «Отнесённые необыкновенной судьбой в лазурное море в августе», которую, на самом деле, Луиза не очень-то и любила. В смысле итальянскую классику, а не конкретно этот фильм. Он задолбал ее так сильно, что в итоге провалилось все: и прокат фильма, и отношения с продюсером-дружбаном Мэттью, который сказал Ричи: «Парень, это гребаное говно, и я больше не хочу в нем участвовать», – да, вот как-то так, только по-английски. В общем, кино у нашего героя было обречено на провал, хоть даже для исполнения второй главной роли и был приглашен сын мужика, который сыграл в итальянском оригинале (в упор не помню, как его зовут, извините). В конце концов, жена, которой на этот раз достались все возможные золотые малины — сказала мужу, чтобы он больше и ее не снимал, и лучше бы, вообще ничего не снимал. Это был весьма крупный провал, поэтому Ричи решил, что нужно вернуться к амплуа наемного сотрудника.
Так Гаю звонит Люк Бессон, который предлагает работу: снять хороший криминальный тру-триллер с замысловатым сюжетом. Сюжет, понятное дело, Люка, деньги тоже его. Продюсирует бессоновская «Europa corp.» у которой в середине нулевых был карт-бланш на европейские кинотеатры, и вообще после «Пятого элемента» Бессон все еще числился гранд-мэтром европейского кинематографа. У Ричи, у которого за спиной только два низкобюджетных фильма и ненависть Брюса Гринвуда за «Унесенную» частичку его карьеры, не остается шансов: либо он берется за работу, берет свои деньги и делает все, как скажет продюсер Бессон, либо идет нахер и продолжает жить на деньги мегауспешной жены, снимая для нее клипы (блин, ну все-таки, «what it feels like for a girl» это же во всех отношениях шедевр, ну подтвердите!) и короткометражки (BMW-шная «Star» не менее эпична. Особенно вот этот монолог «она такая, она сякая, она королева, она добилась всего, и при этом она.. полная сука», ну кому еще можно было это доверить, как не собственному мужу?!). Короче, как вы понимаете, Гай соглашается, и так на свет появляется странное кровосмешение британского колорита и французского нуара — «Револьвер». Единственное, что в этом фильме остается от Ричи — его актеры и антураж: в этом он силен, и по-другому этот фильм вовсе бы не перевалил даже за тридцать показов.
Черт подери, да я часами могу про этот фильм рассказывать, потому что это недопонятое кинопроизведение, которое, в угоду чисто европейскому формату, было перекроено и переделано, а ведь изначально именно режиссером Ричи фильм задумывался как такой серьезный психоделичный триллер, ядреная смесь из «Бойцовского клуба» и «Подозрительных лиц», помноженная на «Расплату» (которая с Мэлом Гибсоном 99-го года) в оригинальной версии. Но все вышло как-то совершенно по-другому.
Фильм, кстати, хорош, мне он, субъективно, очень нравится, просто он ну вот совсем не для всех. Это как смотреть «Бегущего по лезвию» – сейчас он не воспринимается настолько круто, как это было в конце 80-х, когда он внезапно стал культовым, хотя в начале десятилетия, сразу после создания, он так же наглухо провалился в прокате. И да, я в этом контексте соизмеряю несоизмеримое в плане культурного наследия, но все-таки, я считаю, что «Револьвер» когда-то обретет своего зрителя и станет более популярным фильмом в карьере Гая Ричи.
Впрочем, о чем мы? Ричи получил за «Револьвер» свое кровное бабло и отчалил в родную Британию, где тут же конвертировал и бабло, и творческий запал, и полученные знания в классический «гая-ричи-фильм»: «Рок-н-рольщик». Фильм, понятное дело, – после недавних «неуспехов» Ричи и двух провальных кинолент — не очень-то тепло был встречен как критиками, так и зрителями, но при 18 лямах бюджета, свои 25 (а впоследствии и все 35) он забрал, полностью окупив производство и даже заработав денег многим актерам, которые согласились сниматься просто за роялти, — это были люди, верившие в Гая еще со времен «Карт...», но сейчас не об этом фильме конкретно.
Продюсером «Рок-н-роллы» выступил не кто-нибудь, а Джоэл Силвер, сам Джоэл Силвер. Блин, я сомневаюсь, что сейчас кто-то может не знать этого имени, но на всякий случай, поясню – Силвер это один из богов современного кинопроизводства, он гениальный кинопродюсер с настолько грандиозным стажем и послужным списком, что от одного упоминания его имени у некоторых начинающих режиссеров случается непредвиденный стояк и начинают течь слюни и сопли. Ну просто вдумайтесь – это именно Джоэл Силвер выпустил в мир такие фильмы как «Коммандо», «Хищник», «Смертельное оружие», «Крепкий орешек», да без шуток все самые крутые боевики 90-х выпускал он, ребята, все эти наши любимые «Последний бойскаут», «Гудзонский ястреб», «Разрушитель», все это он. Но самое главное для мирового кинематографа Силвер сделал в 98-м году, когда согласился продюсировать никому не известных выскочек Вачовски. «Матрица» принесла ему сотни миллионов долларов. Просто представьте себе, каков должен быть уровень везения, чтобы очутиться с малобюджетным гангстерским фильмом у такого продюсера?! Все верно – это уровень Гая Ричи.
Но и это еще не все. Еще одним продюсером в фильме выступила Сьюзан Дауни, с которой у Гая завязалось неплохое знакомство. В смысле некоторое время желтая пресса приписывала им даже роман (а отношения с Мадонной на тот момент уже трещали по швам), но официального подтверждения эта теория, слава кинобогам, не получила, хотя кто его знает, что вернуло одного достаточно известного актера из наркотико-алкоголического забвения к жизни…, впрочем, сейчас не об этом.
С этого момента карьера режиссера Гая Ричи пошла стремительно вверх. Потому что после «Рок-н-роллы» ему вдруг позвонил не какой-то хер с горы, а сам Лайонел Уигрэм — бывший вице-президент «Warner Bros.», весьма крутой кошелек с хорошими проектами и вообще шизанутый на всю голову мужик, который пригласил Гая на разговор. Когда Гай приехал на этот разговор, то оказалось, что сценарный проект уже куплен конгломератом продюсеров, среди которых — его бывшие знакомые по «Рок-н-ролле», Джоэл Силвер и Сьюзан Дауни. Они и посоветовали Уигрэму пригласить именно Ричи.
Это был проект фильма «Шерлок Холмс», который частично был основан на текстах Конан Дойла, а еще более частично – на выдумках-комиксах самого Лайонела Уигрэма, который, имея за плечами как минимум нескольких Гарри Поттеров (он их продюсировал и даже участвовал в адаптациях книг), уже знал, как и что он бы хотел увидеть в фильме. Более того, студийные боссы из Warner на волне успеха «Batman begins» Кристофера Нолана, восторженно относились к новым прочтениям классических полотен и дали старт (и бабки, конечно!) производству фильма без особых колебаний. В итоге Ричи получил контракт, где ему не мешали. На роль Шерлока достаточно быстро и без особенных проб (угадайте почему?) был принят Роберт Дауни-младший, а вот на роль Ватсона актер был найден далеко не сразу. Изначально на нее претендовал и, более того, почти начал сниматься Колин Фаррел. Но, во-первых, Ричи этого заносчивого ирландца невзлюбил изначально, а, во-вторых, Уигрэм не видел Фаррела в этой роли. Лайонел всех задолбал нашим русским Ватсоном — Виталием Соломиным. Впрочем, он и Дауни-младшему парил мозг Ливановым, но тот в итоге сделал склейку из Тони Старка из «Железного человека» и Холмса из британского сериала середины–конца 80-х, считающегося в Британии эталонным. В итоге наиболее качественно спародировал Виталия Соломина именно Джуд Лоу (который вообще прекрасен во всем), – и продюсеры утвердили именно его, хотя в итоге и он сильно отошел от канона, запечатленного в голове Уигрэма.
И что же получилось? Полмиллиарда баксов в мировом прокате! Нужно продолжение снимать, понятное дело, куй железо пока оно горячо! И?!
Вторая часть — еще более дорогая и еще более прибыльная — шестьсот миллионов! И вся та же команда, кстати.
Далее началась «немного звезда». Наш без пяти минут культовый режиссер решил, что может потянуть проект Самого Содерберга. Стивена Содерберга, обладающего таким количеством разного рода рекордов в кинематографе, что даже любой Кристофер Нолан позавидует. Ну, например, Стивен – самый молодой режиссер в истории, получивший «Золотую пальму» Канн. В конце концов, он снял «Одиннадцать друзей Оушена» – что еще нужно для понимания колорита этого персонажа?
Так вот Стивен начисто разосрался со студией из-за того, что продюсеры ему постоянно подсовывали тупых актеров (а он хотел любимого Клуни в компании Питта, понятное дело), а когда он сказал, что готов снимать с любыми актерами, но с совсем другим бюджетом — ввиду количества дублей и поломанных тупыми актерами декораций, — мужики из «Уорнер» послали его ко всем чертям. Так в проект вписался Гай Ричи, который по какой-то там неведомой херне в своей голове решил, что вытянуть уже загибающийся проект именитого режиссера ему по плечу.
И вытянул же! Да, по ходу движения Тома Круза пришлось заменить на Генри Кэвилла, ну который Супермен, но в целом проект от этого даже выиграл, потому что вторая «Миссия невыполнима» (а именно из-за нее Круза не начали снимать в «Анклах») на английский манер была бы миру абсолютно бесполезна, а англичанин Кэвилл, кстати, весьма достойно вытянул свою роль. Впрочем, правнук основателя корпорации HUMMER и русской певицы Ольги Вадиной, Арманд Хаммер, он же Арми Хаммер, как мне кажется, сыграл намного более убедительно. Даже его настоящие часы «Победа» чего стоили (да, их Ричи искал по всей России, кстати).
В итоге — при достаточно некислом бюджете в 70, что ли, миллионов, мировой рынок составил более 110, что, безусловно, для такого проекта, коим были «Агенты» со всеми этими сменами режиссеров, главных героев и сценаристов, — просто феноменальный успех!
И все это заслуга бывшего клипмейкера, мужа Мадонны, бунтаря и просто славного парня — Гая Ричи. Человека, в которого до последнего его фильма вложили порядка трехсот миллионов баксов, а на выходе получили больше 1,3 миллиарда. Я не уверен, что этого режиссера можно назвать провальным. Некассовым. Вообще в чем-либо неуспешным. У него сын от Мадонны, он снял как минимум три культовых фильма современности, он заработал в 4 с лишним раза больше, чем потратил. Он очень крут.
На этой позитивной нотке можно, казалось бы, и закончить повествование, но отнюдь, а то слишком сахарно и мажорно выходит.
В общем, в 2013-м году, пока Ричи работал над «Агентами..», затягивая, кстати, выпуск почти на семь месяцев, исполнительный продюсер фильма Дэвид Добкин, автор тепло принятого критиками «Судьи» и сценарист ненавидимого всеми «Призрачного патруля», облажался с одним своим проектом. Облажался настолько, что боссы «Warner» решили снять с него функции режиссера, переведя в исполнительные продюсеры. Заодно они послали восвояси и потенциальных исполнителей главных ролей Кита Харингтона (это который Джон Сноу из «Игр Престолов») и Юэля Киннамана (это который последний Робокоп). Затем эти несносные боссы позвонили Гаю Ричи, у которого от вытягивания из пропасти проекта «Агентов» пухла голова, и сказали – «чувак, у нас тут еще одна эпичная история, Добкина сняли, он подюсер, будешь снимать?».
Ричи поначалу отказался – все-таки браться за чужой проект для него, вроде как, уже было пройденным этапом. Студия пошла дальше скрести по сусекам и даже вновь обратилась к Колину Фаррелу с предложением главной роли, в проекте даже некоторое время фигурировал Гари Олдман, но спустя полгода, студийные шишки опять вернулись к Ричи. На этот раз перед ним помахали бюджетом. Студия была готова выделить 150 миллионов баксов. Сто пятьдесят гребаных миллионов зеленых, черт подери! Для Ричи это был шанс снять самый дорогой блокбастер в своей жизни.
И он купился. Так в апреле 2014-го было объявлено, что в 2016-м году будет выпущен фильм «Меч короля Артура», который поставит Маэстро. Съемки начались за полгода до выхода в прокат «Агентов U.N.K.L.E», так «Warner» торопилась запустить, наконец, в производство свой долгострой. Продюсер Добкин, который изначально был режиссером, в этот раз достаточно сухо относился к новаторским идеям Гая, они даже повздорили как-то раз до такой степени, что производство было приостановлено, в итоге премьера фильма была перенесена с июля 2016-го на сентябрь. В начале 2016-го фильм прошел тестовые предпоказы и всем стало понятно, что все пропало. На этот раз уникальное везение Ричи его подвело – взяв второй в своей карьере «чужой» проект, он, кажется, облажался. Продюсерская команда и Студия решили исправлять то, что можно было исправить. Были пересъемки, перемонтаж, добавление эффектов и убирание эффектов, в общем, премьеру фильма опять отодвинули, на этот раз на февраль 2017-го. Однако и повторные предпоказы не дали нужного результата. Под видом избежания конкуренции с фильмом «Калифорнийский дорожный патруль» Дэкса Шепарда, премьеру «Меча короля Артура» опять перенесли – на май 17го. Это было уже смешно – как мог блокбастер, стоимость которого из-за большого количества издержек в итоге перевалила за 170 лямов баксов, конкурировать с каким-то мелким жучком вроде кинца с Майклом Пенья и самим Шепардом в главных ролях за «жалкие» 25 миллионов?
Что стало с «Королем Артуром» видно из проката – пока что что касса еле-еле перевалила за 140 миллионов. Разгромная критика, рейтинг 28% на Rotten Tomatoes, в общем, я и сам посмотрел этот кинопродукт и ровным счетом ничего не могу о нем вам сказать. Почему именно вот так? Ну потому что у Гая сегодня не вышло. Слишком большой бюджет, да и второй подряд фильм, который он «подбирает» за другими, плюс явная усталость – все это дало о себе знать. В конце концов, у Гая уже был провал с убытком почти в 40 миллионов – это «Револьвер», ему не привыкать, вот только справится ли он с этим сегодня?
С другой стороны, Гай Ричи – гений, а ругать гениев – это удел идиотов.