Интервью Шах Рукх Кхана Дэвиду Леттерману: Первое свидание актера с западной аудиторией.Общее впечатление? Это интервью предназначено для того, чтобы представить Шах Рукха новой американской аудитории. Здесь он - очаровательный милый человек, а не испытывающий муки творчества актер или трагическая личность. Во время просмотра вас начинает одолевать любопытство, и вам хочется посмотреть некоторые из его фильмов. Без предубеждений против Шах Рукха, Индии и индийской киноиндустрии. В то время как он лишь немного касается истории кино и телевидения Индии, зрители имеют возможность заглянуть за кулисы шоу, чтобы стать свидетелями его известности и популярности, а также немного узнать о его личной жизни. Никакие глубинные темы не затронуты, и это естественно - я бы предпочла небольшое ассорти из прелестных историй и минимальной информации попытке проникнуть в философские глубины, которая в конечном итоге может привести к потере душевного равновесия. Например, Шах Рукх лишь вскользь упоминает о смерти родителей, не рассказывает о психическом заболевании сестры, точно так же как не вдается и в подробности индийской системы цензуры. И это очень умно - вы ведь не хотите раскрывать все свои проблемы на первом свидании, вы стремитесь быть самым лучшим и восхитительным, оставаясь при этом честным.
Будучи, как и многие другие, знакома с фактами из биографии Шах Рукха, я смогла отметить для себя как нечто новое лишь на пяти страничках из тринадцати. Для этого не требовалось смотреть каждое его интервью - достаточно было познакомиться лишь с несколькими глубокими и обстоятельными беседами. Интервью с Леттерманом можно назвать сборником "лучших хитов". Если вы читали "Короля Болливуда", вы уже знаете 80% историй, которые он собирается рассказать. Если вы читали его интервью в "Huffington Post", которое он дал пару лет назад, и смотрели его интервью в Давосе, вы знаете все остальное. За исключением этих 5 вещей.
И это нормально! Потому что это должно быть интервью "для первого свидания" с новой аудиторией. 97% из того, что он рассказывает - это самые лучшие истории, которые являются проверенными хитами, и которые он рассказывает очень артистично. Оставшиеся 3% информации о себе он впервые преподносит новой аудитории, и эта информация вполне срабатывает.
Речь не совсем о новых фактах или историях - есть нечто, заметно отличающееся и выделяющееся на фоне остальных бесед с актером - это те несколько минут, которые актер находится в кадре вместе с Гаури. Фактически, это очень короткий эпизод, длящийся в общей сложности не более пяти минут и состоящий из нарезки нескольких маленьких зарисовок. Но вы можете увидеть Гаури раскованной, в домашней обстановке, беседующей с гостем за ужином. И что более важно (для меня), это возможность увидеть Шах Рукха, наблюдающего за тем, как она обретает уверенность во время этой беседы. Ведь в течение многих лет мы могли встретить эту пару только в коротких видеороликах и на фотографиях, сделанных во время фотосессий или их появления на публике. В его взгляде на Гаури есть нечто отличное от того, как он смотрит на любого другого человека во вселенной. Нам кажется, что мы знаем каждое выражение лица своего кумира. Но когда Гаури начинает тихо говорить, с лица актера будто сходит маска, и перед тобой предстает настоящий Шах Рукх Кхан, в эту минуту ты понимаешь, как он выглядит, когда чувствует себя в абсолютной безопасности, самым счастливым и любимым человеком в мире. Я была рада заглянуть в их дом, увидеть тихую и спокойную Гаури хозяйкой в этом доме, но самой большой ценностью в этом эпизоде для меня стала возможность увидеть, как меняется лицо Шах Рукха при взгляде на жену. Думаю, каждый поклонник Шах Рукха должен был почувствовать, насколько оно изменилось в тот момент - это имеет намного более сильное воздействие, чем все остальное.
Кроме всего прочего, это было просто очень хорошо сделанное интервью. У Дэвида была заготовлена серия вопросов, заранее согласованных с Шах Рукхом, чтобы как можно более полно представить своего гостя. Он сам и члены его команды явно подготовились, прочитав "Короля Болливуда" и последние материалы, а также ознакомившись с немалым количеством фильмов. И когда Шах Рукх немного немного отклонился от темы, он неназойливо вернул его к обсуждению заданного вопроса. Речь шла не о том, чтобы поставить собеседника на место или дать ему повод зайти слишком далеко в целях поднятия рейтинга шоу. Встретились два опытных профессионала, которые объединились, чтобы всего за час представить самый лучший и точный вариант интервью из всех возможных.
Теперь перехожу к подробностям! И, кстати, если вы еще не видели интервью, именно здесь я должна предупредить о спойлерах. Все вышесказанное дает вам представление того, что из себя представляет это шоу, а теперь последует поминутный обзор. Итак, спойлер!
Первое, что нужно обсудить, это продолжительность шоу, составляющая всего лишь час экранного времени. От людей, присутствующих на записи, стало известно, что интервью длилось более двух часов. Его сократили, и, с учетом документальных съемок, зрители смогли увидеть только 30-40 минут из 2-часового интервью. Вы также можете почувствовать результаты этого сокращения. Каждый раздел интервью был посвящен обсуждению одной конкретной темы, и в процессе редактирования выбиралась наилучшая серия вопрос-ответ по этой теме, а остальное вырезалось. В результате плавная беседа стала похожа на обмен вопросами и ответами.
Думаю, раздел, посвященный Индии, стал довольно поучительным. Кадры, показывающие толпы возле дома Шах Рукха, его общение с Абрамом и Гаури свидетельствуют о том, кем в действительности он является. Эпизоды с Дэвидом, разгуливающим по рынку и пытающимся играть в крикет, были менее важными, но все же ценными (по моему мнению). Если мы представляем Шах Рукха самой важной звездой в Индии, мы должны продемонстрировать, что Индия - это не просто толпа за пределами его резиденции, а страна, где есть рынки, где живут люди и где происходит множество событий. Поэтому, как для фаната Шах Рукха, этот раздел был для меня скучным, но в то же время я рада, что он был включен в передачу, потому что без него не состоялось бы полное знакомство с Шах Рукхом.
С самого начала шоу анонсируется, что речь в нем пойдет не только о Шах Рукхе, что оно будет корректным и познавательным, даже если большая часть зрителей не поймет его в полном объеме. Самый первый кадр - афиша к исторической драме "Великий могол", одному из самых значительных фильмов на хинди всех времен. Для широкой аудитории это просто интересная репродукция - для индийских кинематографов и фанатов Шах Рукха это прекрасное благословение перед началом шоу.
Сразу после обозрения исторической афиши мы направляемся прямо к Шах Рукху, который в это время предлагает Абраму выйти на улицу и поприветствовать толпу. Он выносит Абрама, а Дэвид, который идет с ними, шутит о том, почему подобное не происходит в его доме, после чего они машут толпе. Происходящее воспринимается зрителями на двух уровнях. Новая аудитория наблюдает Шах Рукха, обаятельного отца, и становится свидетелем его суперзвездности. Та часть аудитории, которая хорошо знакома с актером, знает, кто такой Абрам, понимает, что происходит, и ей доставляет удовольствие видеть реакцию Дэвида.
И только после этого мы переносимся на съемки интервью, начиная с кадров хлопушки-нумератора с аббревиатурой "SRK4Life", взволнованной публики, ожидающей снаружи, и, наконец, Дэвида, готовящегося представить своего гостя. Зрители восторженно кричали еще до того, как он назвал имя Шах Рукха.
Есть две вещи, на которых мне хотелось остановиться. Во-первых, от людей, реально присутствующих на шоу, известно, что аудитория состояла не из фанатских групп актера, так как организаторам не было необходимости обращаться к поклонникам, чтобы обеспечить необходимое количество зрителей. Это не поддельное волнение, это естественно, что на интервью с Шах Рукхом билеты так или иначе будут раскуплены ярыми фанатами. Имеет ли это смысл? Он - достаточно большая звезда, и не возникнет трудностей при решении проблемы "мы должны создавать ажиотаж"; напротив, вопрос будет стоять по-другому: "Все билеты будут выкуплены фанатами, а надо позаботиться о том, чтобы у кого-то еще был шанс". И во-вторых: производители решили использовать это явление. Они не скрывали, что это была практически традиционная аудитория, и что вся она - фанатская. В случае с Шах Рукхом не нужны усилия, чтобы представить его в качестве звезды, являющейся символом разных направлений и стилей или что-то в этом роде. Нет, его страстные фанаты поднимутся в горы, чтобы только его увидеть.
Еще один штрих, на который обратили внимание зрителей продюсеры: в то время как зрители кричат снаружи, Шах Рукх спокойно стоит за кулисами. К этому нюансу шоу возвращается снова и снова - для Шах Рукха подобное выражение любви к нему настолько привычно, что стало для него "нормальным" и уже не волнует. Это лучшее подтверждение его славы, чем все остальное, и продюсеры это знают.
Шах Рукх выходит и приветствует аудиторию. Разве это не мило? Он складывает руки согласно адабу*, как это делает в начале своего телешоу Ted Talk. Думаю, следование адабу очень естественно для него, и, разумеется, он делает это очень изящно, просто стремясь быть самим собой во время этой беседы. Леттерман представляет его, называя самой большой звездой для аудитории в 3,5 миллиарда человек. В ответ Шах Рукх смеется и говорит, что это утверждение взято из старой статьи в Newsweek, в которой его также назвали "индийским Томом Крузом", и которую часто вспоминают. Он не подчеркивает своего отношения к этому факту, но этого достаточно. Интервью, данные западным средствам массовой информации, обычно устанавливают один факт, многократно его повторяют и поддерживают, и он это знает, и это нормально. Для несведущих это просто очаровательное самоуничижительное признание о том, что СМИ придают излишнюю значимость его персоне, для знатоков - это Шах Рукх, который закрывает глаза на эти посредственные интервью (потому что он достаточно честен, чтобы закрыть глаза). А потом Леттерман спрашивает, нравится ли ему быть звездой, на что Шах Рукх улыбается и говорит "да". В интервью наступает первый перерыв, разговор окончен, теперь очередь серии вопрос-ответ.
Следующий раздел посвящен истории становления Шах Рукха как актера. Он рассказывает, что впервые попробовал себя в роли артиста после того, как увидел объявление о наборе для спектакля 90 девушек и 10 парней. Актер вспоминает, что участвовал в постановке "Ram-Leela", и что его реплики находили теплый отклик у публики. Все это преподносится очень легко и весело, без обсуждения репетиций Барри Джона, жгучего желания играть и получать любовь зрителей и горечи от потери его нескольких первых ролей. Мне нравится реакция аудитории на строчки из "Ram-Leela", показывающая, насколько Шах Рукх любим этими людьми, насколько глубока связь между ними, которую не может разделить Дэвид, и с чем тот вынужден согласиться. Шах Рукх вежливо пытается переключиться на шутку, но Дэвид не торопится участвовать в происходящем.
От воспоминаний о первых шагах в актерской карьере Дэвид переходит к теме звездного статуса Шах Рукха и спрашивает, удовлетворит ли актера какой-либо другой уровень успеха, на что тот улыбается и говорит "нет". А потом объясняет, что довольно рано понял, что у него нет необходимых навыков и таланта, чтобы стать звездой, поэтому ему пришлось приложить усилия для завоевания любви зрителей. Как мило! И какая абсолютная ложь. Ложь не потому, что у него действительно есть умение и талант (в чем я не сомневаюсь); это ложь, потому что Шах Рукх безусловно уверен, что у него есть умение и талант. Однако, в интервью он высмеивает себя, чтобы его любили, а не боялись. Весь этот спектакль разыгрывается для закрепления за ним имиджа "привлекательной и любимой суперзвезды", а не "высокомерного гения, который пошел за своей мечтой и осуществил ее". Итак, хорошо, Шах Рукх говорит обыкновенную ложь, и мы все с этим миримся. Он просто дает "милый" ответ, но затем, когда ему задают серьезный вопрос, отвечает вполне серьезно.
Дэвид идет дальше и просит рассказать историю, как благодаря матери он впервые посетил кинотеатр. Я слышал эту историю оооооооочень много раз, в ней практически ничего не меняется. Он был влюблен в Мумтаз, он помнит, как его мать покупала билеты, какое впечатление на него произвел кинотеатр и так далее, и так далее. На этот раз он решил подчеркнуть, что его мать вручила ему билет в качестве награды за сдачу экзамена по хинди. И признается, что сжульничал, чтобы получить ответ на последний вопрос. Это мило, и это универсально. Кто в Америке знает Мумтаз? Или понимает, что значит для индийца поход в кино? Но рассказ о получении билета в качестве награды за прохождение теста срабатывает.
Дэвид предлагает ему еще одну тему для обсуждения, на этот раз это история о том, как он попал на телевидение в Дели. Шах Рукх быстро прошелся по истории индийского телевидения, о первом телеканале Doordarshan, о том, что в 90-х (на самом деле "Fauji" появился в 80-х, но это неважно) начали снимать сериалы, один из которых рассказывал о молодых солдатах. Шах Рукх мог бы рассказать о том, что он родом из Дели, а кинопроизводство находилось в Бомбее, или о том, что сериал был снят в Дели, потому что это была столица, и там находилась военная база, или обо всем, чего он ожидал от своей работы в телесериалах. Идея заключалась в том, чтобы дать слушателям представление о Шах Рукхе, а также немного рассказать об индийском мире развлечений. Именно так можно трактовать эту часть беседы: Шах Рукх должен подчеркнуть главное (в данном случае, "Fauji") и может сколько угодно приукрашивать свой рассказ, который затем будет отредактирован так, чтобы стал более точным.
Следующий момент - образование. Что касается Шах Рукха, он получил высшее образование в области экономики и коммуникаций. На Дэвида это произвело должное впечатление, а все толпы новых зрителей должны задуматься: "О, у этого чувака есть мозги, даже если он не знает, как играть!". Однако, следует немного странный переход от образования Шах Рукха к учебе Арьяна и Суханы. Шах Рукх сообщает, что Арьян изучает кинопроизводство в Калифорнийском университете, а Сухана собирается приступить к занятиям в университете Нью-Йорка. А потом он рассказывает о том, что Арьян не собирается быть актером - он принял это решение потому, что не хочет сравнения со своим отцом. Мне кажется, это действительно новая информация - по крайней мере, я не помню, чтобы раньше он говорил, что Арьян не хочет идти по его стопам из-за возможного давления.
Весь этот раздел интригует тем, что осталось за рамками беседы и подверглось редактированию самим Шах Рукхом, а также тем, что нашли редакторы. В отличие от Арьяна, Сухана мечтает стать актрисой, и Шах Рукх мог бы довольно оптимистично заявить: "Моя дочь бесстрашна, она планирует сниматься в кино, несмотря ни на что" или что-то в этом роде. Вместо этого он просто сообщает, что она будет учиться в Нью-Йоркском университете. Что еще более важно, в разговоре упоминается только двое детей, и это очень странно, так как зрители уже видели Абрама. Могу предположить, что это был более продолжительный разговор, темой которого могла стать история Арьяна и ее сравнение со студенческими годами Шах Рукха.
Затем внимание Леттермана вновь переключается на Шах Рукха, который в основном говорит о своих детях и об отношениях с ними. Здесь нет актуальной новой информации, но есть некоторая недосказанность, которая повисает в воздухе. Шах Рукх признается, что ему хотелось бы, чтобы его дети никогда не скучали по нему так, как он скучал по своим родителям. В другом интервью его стали бы расспрашивать о том, как он себя чувствует, пережив своего отца; как он строит отношения со своим взрослым сыном, не имея опыта подобных отношений со своим собственным отцом; почему он до сих пор не расстался с вредной привычкой курить, если он хочет дольше прожить со своими детьми; и так далее, и тому подобное. Но это не то интервью, это интервью для "первого свидания", а не 30-го. Так что Дэвид обходится без допроса с пристрастием, а Шах Рукх начинает рассказывать забавные истории о том, как научился готовить, чтобы проводить время рядом со своими детьми и их друзьями, по крайней мере, когда готовит им поздно ночью.
Есть еще нечто такое, что не затронуло Дэвида, но не ускользнуло от внимательного зрителя. Шах Рукх говорит о том, что хочет быть частью жизни своих детей, но терпеть не может говорить с ними об их романах. Затем он упоминает, что его дочь спрашивает у него совета о том, что купить ее парню. Если бы Шах Рукх рассказывал эту историю в Индии (ну, во-первых, он не будет рассказывать эту историю, потому что индийская публика будет осуждать Сухану), он вновь представил бы себя "сердитым отцом". И сейчас он все еще играет роль "сердитого отца", но теперь это скорее "взволнованный отец". Я верю в эти милые истории, но есть много разных способов, которыми можно "разыграть" данную ситуацию, и Шах Рукх полностью осознает, что играет, когда рассказывает о ней. Он также понимает, что выпускает свою 19-летнюю дочь в мир, где легко можно получить душевную рану, и я надеюсь, что мысль о том, что она с кем-то встречается, не будет иметь для него неприятных последствий.
Милые семейные истории сменяются эпизодом, в котором Шах Рукх вместе с Абрамом готовит блины, тем самым подтверждая только что рассказанную историю о том, как он готовит для детей. Странно, что Абрам все еще не представлен публике, можно даже предположить, как новая аудитория задается вопросом: "Подождите, разве он не говорил, что его дети учатся в колледже? Кто это?"
Затем зрители становятся свидетелями первой части документального ролика с участием Дэвида, гуляющего по местному цветочному рынку. Им никто не интересуется, с ним не заговаривают, пока один парень не приветствует его, узнав в нем известного шоумена. Этот видеоряд не только дает представление об Индии как о стране, но и наглядно демонстрирует, что наши люди не собираются все бросать только потому, что рядом находится белый чувак с камерами. Мы видим, насколько безразличен Дэвид жителям Мумбая по сравнению с тем, каким вниманием пользуется Шах Рукх во время съемок в Нью-Йорке. Если вы понимаете, о чем я.
А затем Шах Рукх и Дэвид вместе готовят и беседуют на кухне. На заднем плане видна женщина, может, повар или горничная? Возникает ощущение, что дом Шах Рукха наполнен людьми. В любом случае, светская беседа - это хорошо. Они готовят курицу, говорят о кулинарии, о собственном доме, о том, что они оба много работают, как им обоим нравится давать советы другим людям, но сами не могут им последовать. Это кажется реальным, потому что довольно скучно. Если бы кто-то из моих знакомых пришел ко мне поужинать, у нас состоялся такой же разговор. В нем нет вынужденной фальшивой близости, просто общий разговор. И вот действительно интересная вещь для поклонников Шах Рукха - это не тот Шах Рукх, которого мы обычно видим в интервью. Он не "заряжен" на смешные шутки, он просто непринужденно болтает. Например, они говорят о том, что Шах Рукх купил дом у моря, и он не начинает рассуждать о том, что он из Дели и не понимает, почему у жителей Бомбея нет собственных домов. Он просто говорит, что хотел дом у моря, а затем Дэвид рассказывает о своих друзьях, у которых есть дома, и так далее, и так далее...
Вернемся к интервью в Нью-Йорке, проходящему в совершенно другой манере. Дэвид спрашивает, что дает ему надежду, и актер отвечает, что рождение детей сделало его добрее, мягче и сострадательнее. И наконец, он упоминает об Абраме, его шестилетнем "малыше". Никаких разговоров о суррогатном материнстве, о том, почему они решили завести третьего ребенка, ничего такого. Просто Абрам живет. Идеальная тема для "первого свидания". От рассказа об Абраме он перепрыгивает в свое детство и вспоминает о Бангалоре, в котором жил до пяти лет, пока не оказался в доме у бабушки. Это странный для понимания факт, он редко о нем говорит, хотя это и не совсем ново. И это очень трудно объяснить не индийской аудитории. Шах Рукх и Дэвид практически вступают в полемику. Шах Рукх пытается отшутиться в ответ на заявление о том, что мать хотела от него избавиться - будто причиной этого стало то, что его бабушка всегда хотела мальчика, однако, его мать скучала по нему, и он вернулся домой. Дэвид спрашивает, нормальна ли подобная ситуация для Индии, и Шах Рукх отвечает отрицательно, а затем добавляет, что индийские семьи отличаются тесными родственными связями. Дэвид задается вопросом, может ли он представить, что так же поступит со своими детьми, и Шах Рукх уходит от ответа. Это довольно странный раздел. Как было сказано выше, это интервью должно напоминать милую беседу на первом свидании, а история пятилетнего Шах Рукха, отсылаемого из родительского дома, плохо вписывается в беспечную болтовню, сопровождающую первое знакомство. Не думаю, что нужно было вспоминать эту историю. Невозможно это объяснить, не рассказав о сокрушительной бедности, депрессии и реальных серьезных причинах, из-за которых родители должны были отослать своего маленького сына. Не говоря уже о психологической травме, которую он получил. Напоминание об этом факте из биографии актера было плохой идеей.
И переход к его родителям не намного лучше. Шах Рух говорит, что его отец был участником освободительного движения, и Дэвид услужливо поясняет, что это была борьба против британцев, а Индия была колонией до 1947 года (этот момент действительно укрепил меня в мысли, что воображаемая аудитория этого шоу - не индийцы). А потом Шах Рукх пытается с юмором объяснить, что его отец постоянно терпел неудачи, потому что был честным человеком. Однако, даже несколько хороших шуток не могут до конца объяснить то, что происходило, всего за несколько минут. Его отец был честным адвокатом, но занимался другим бизнесом; у него были влиятельные друзья, но он отказывался использовать эти связи; и (что наиболее важно) был отрезан буквально от всех своих родственника в результате разделения страны. Но все это слишком мрачно, странно и запутанно для этой беседы, поэтому тема замирает на уровне "честный адвокат - значит, неудачник".
Возможно, чтобы оживить диалог, Дэвид вынуждает Шах Рукха вспомнить мрачную и печальную историю смерти его матери, но Шах Рукх уклоняется и начинает рассказывать что-то другое. Дэвид не успокаивается и упоминает о молитве и его матери, в надежде, что Шах Рукх продолжит: "Я верил, что, если достаточно буду молиться на парковке больницы, она останется жива. А внутри она умирала, но медсестры не хотели беспокоить меня во время моих молитв, поэтому я пропустил ее смерть и узнал, что ее не стало, только когда вернулся в больницу". Это по-настоящему душераздирающая история, но Шах Рукх игнорирует предложенный сценарий диалога, и мне остается только догадываться, что подумала новая аудитория, когда Дэвид говорил о молитве. Вместо этого Шах Рукх рассказывает о том, как пытался убедить свою мать не умирать, потому что он ужасный сын и брат - она не может уйти, так как ее дети все еще нуждаются в ней. Он с юмором вспоминает об этих угрозах, подтрунивая над юношеской идеей о том, что его мать на пороге смерти просто не может себе позволить умереть, потому что ее мальчик был плохим. В этом месте прозвучала одна фраза, которая стала для меня откровением: "Смерть в высшей степени прекрасна и притягательна". Господин Шах Рукх! Принимайте антидепрессанты!!
Во всяком случае, история о матери актера приводит к тому, что Дэвид начинает рассуждать, чему могут научить женщины, но Шах Рукх уклоняется от этой темы и шутит о своих ямочках, вызывая аплодисменты зрителей, и переходит к воспоминаниям о своей юности, когда его ямочки помогали ему привлечь женское внимание. Это странный эпизод, я предполагаю, что его не вырезали только потому, чтобы показать, как аудитория реагирует даже на упоминание о ямочках. Опять же, напоминание: "Шах Рукх - большая любимая звезда". И этому полностью соответствует история об "с-банде"! Шах Рукх вспоминает об этом, как о милом, глупом, невинном увлечении; о том, как участники этой "банды" одинаково одевались и имели ламинированные членские билеты. Они хотели быть похожими на героя Джона Траволты из кинофильма "Grease". Все верно, я уверен, однако, можно также рассказать о том, как они бродили по улицам Дели и ввязывались в настоящие драки. Не говоря уже о том, что появление "c-банды", возможно, было связано с тем, что они находились в группе "c" в школе, и пытались внешне подражать приобретшей известность гангстерской группировке "D-Company". Но это слишком мрачно и очевидно, поэтому избегайте этого, продолжайте говорить о ламинированных бейджах.
От невинной истории о банде Дэвид переходит к сказке "расскажи мне о девушке" и подводит Шах Рукха к истории поисков Гаури на пляжах Бомбея. Он рассказывал эту историю, а я читал/слушал ее варианты на протяжении уже 25 лет. Здесь нет ничего нового. Единственное, что мне кажется интересным, вырезано. После истории об "с-банде" перед зрителями предстают два очень наивных молодых человека. Конечно, это правда, но также известно, что проблемы между Гаури и Шах Рукхом были вызваны не только их происхождением, но и взаимными претензиями и недопониманием, что является вполне обычным явлением в период взросления. Кроме того, причина, по которой во время поисков Гаури его друзья недоедали, заключается в том, что Шах Рукх вместо покупки еды все свои деньги потратил на сигареты. Это довольно грустно. И он заставляет зрителей поверить, что поиски заняли всего один день, достаточно лишь было прокатиться на такси до Бомбейского пляжа, опуская подробности, что на самом деле поиски продолжались 4 дня, у друзей закончились деньги, они не могли купить еду и оплатить ночлег, поэтому были вынуждены спать на улице. Печально, что отсутствует упоминание о том, как он, глядя на огни Бомбея объявил, что будет править этим городом. Это история не о страстном и амбициозном Шах Рукхе - это история о милом, наивном и безропотном мальчике.
Затем следует лучший эпизод шоу - Дэвид ужинает за одним столом с Гаури и просит, чтобы она подтвердила, что вся эта история произошла в реальности, делая тем самым изящный и элегантный ход. Согласитесь, приятно познакомиться с Шах Рукхом, отцом троих детей, кинозвездой, милым мальчиком из Дели, наивным влюбленным подростком, а затем узнать, что его жена и мать его детей - та самая девочка-подросток, на поиски которой он когда-то отправился. Ход довольно впечатляющий, чтобы стать неожиданным поворотом событий.
Гаури действительно хорошо вписывается в сценарий шоу. Нет нужды убеждать зрителей, что она - "центр его вселенной, помогающий осуществлять все задуманное", они это видят. Мы видим Шах Рукха с женой, мы изучаем его как личность, а затем можем предположить, какие именно методы она использует, чтобы заставить его работать (в образе возлюбленной, которая действительно его знает; родного человека, который его поддерживает; того, кто обеспечивает его покой и делает счастливым и тд). Ранее в интервью он говорил о том, как ее любит и уважает, какая она умная, бла-бла-бла. Он ничего не говорит о Гаури в этом шоу. Мы все видим сами, и этого достаточно.
Когда Шах Рукх и Дэвид болтали на кухне, он был расслаблен и не старался доминировать. Но во время обеда он по большей части молчит. Гаури что-то говорит, а он улыбается и слушает, будто сказанное ею гораздо интереснее и важнее, чем все то, что он мог бы добавить. Здесь Гаури выглядит очень мило, как очаровательный, немного застенчивый человек. Именно так ее описывают те, кто хорошо ее знает, но этого обычно не видно в интервью или выступлениях. Часто она находится под сильным давлением, перед лицом множества рисков, поэтому ей приходится притворяться, что она ничего не чувствует. И в этот раз она не кажется расслабленной, но ей достаточно комфортно, чтобы показать, что она не расслаблена. Она выглядит как женщина средних лет, пытающаяся беседовать с важным гостем, которого привел в дом ее муж, и не желающая допустить ошибку.
Она не ошибается, потому что о многих вещах предпочитает просто не говорить. Например, когда речь заходит о родителях, она сообщает, что происходит из "консервативной" семьи, без пространного уточнения. Ее семья была достаточно консервативной, чтобы не желать в качестве мужа для их юной дочери безработного актера-мусульманина. Но она не хочет этим фактом обижать Шах Рукха, не хочет оскорблять свою страну, в которой неприязненные отношения между представителями разных религий были нормой, поэтому она употребляет термин "консервативная семья". А затем сразу же искренне признается, что Шах Рукх очаровал ее родителей, а ее мать его даже полюбила. И Шах Рукх ей улыбается.
Еще более интересная деталь для меня - когда Дэвид спрашивает, не беспокоится ли она, что ее дети находятся за границей. Гаури отвечает "нет", Шах Рукх мягко ее поправляет, и она смеется и говорит, что сейчас он заставляет ее волноваться. Один крошечный момент, но я почувствовал, что она полностью расслабилась в те полсекунды, когда они с Шах Рукхом смотрели друг другу в глаза, как будто кроме них никого не было в этой комнате, а потом вспомнила про Дэвида, камеру и снова "застегнулась на все пуговицы". Дэвид продолжает говорить о том, что его ребенку 16 лет, и он не может представить, чтобы его отправили за границу. Никто не вскакивает, не восклицает: "А мы отправили наших детей за границу, когда им было по 14 лет!". Очевидно, что совсем непросто объяснить и очень сложно понять, почему родители сделали такой выбор.
Возвращаясь к официальной части интервью, Дэвид сообщает, что смотрел фильм "Fan", который показался ему "пугающе автобиографическим", и интересуется, как Шах Рукх справляется с такой славой. "Fan" - это не просто автобиография, это художественный шедевр. Но ни Дэвид, ни Шах Рукх не останавливаются на этом. Странное решение вспомнить этот удивительный фильм только с точки зрения реальных отношений. Похоже, в этом интервью периодически используется метод "покажи, не говори", и трудно различить, блестящий перед вами актер или просто супер очаровательный.
Во всяком случае, Шах Рукх предлагает на обозрение прекрасную версию своей реальной жизни. Дэвид спрашивает, как его жена "терпит" издержки такой славу, предполагающей празднование дня рождения на улицах, приветствие фанатов до 5 утра. И Шах Рукх отвечает, что она делает это без проблем, потому что никогда не чувствует, что делит его с кем-то. Он мог бы рассказать о ее собственной карьере, ее дружбе, об их очень трудных первых годах брака, но это слишком мрачно и приземленно, поэтому ограничивается лишь быстрым комментарием о том, что Гаури его поддерживает и шутливым рассказом о том, как его будит Абрам: "Люди ждут!".
Далее следует странный комментарий Дэвида о "сверхзвездном" статусе Шах Рукха, который тот как бы пропускает мимо ушей. Странно, потому что он имеет такой же статус кинозвезды, каким обладают, по крайней мере, еще восемь кинозвезд Индии - Амитабх, Салман, Аамир, Раджиникант, Камал Хасан, Моханлал, Маммут и Чирандживи. В этот момент Шах Рукх должен был придти в изумление и сказать: "На самом деле, в моей стране есть и другие кинозвезды, давайте немного поговорим об Амитабхе, к дому которого поклонники приходят каждую неделю, а не только по праздникам". Возможно, именно так и случилось во время реального интервью, но в отредактированном эпизоде зрителей убеждают, что Шах Рукх - единственный.
После этого зрители возвращаются в столовую Гаури и Шах Рукха, где Дэвид продолжает интересоваться, как она справляется с подобными проявлениями славы. Гаури отвечает: "Поклонники любят его", поэтому она не возражает. Пока ее саму оставляют в покое. Опять же, это Гаури, которую мы обычно не видим, которая просто любит своего мужа и которой нравится, что другие люди любят его. И тут Шах Рукх озвучивает свою теорию о том, что является всего лишь "сотрудником мифа Шах Рукх Кхан", заявляет, что это ему не нравится, но ради кинозвезды Шах Рукх Кхана он должен выполнять свои обязанности. Между прочим, я все еще не до конца принял эту теорию. Думаю, что Шах Рукх Кхан-человек и Шах Рукх Кхан-кинозвезда не совсем отделены друг от друга, и особенно это заметно в те моменты, когда он выходит, чтобы приветствовать толпу поклонников - они оба наслаждаются их любовью. Но это хорошая и остроумная теория, которая помогает нам понять этого милого простого человека, который несет бремя собственной славы.
Вновь на экране официальные кадры интервью, и теперь Дэвид рассказывает о своем наблюдении: в каждом индийском фильме, который он смотрел, обязательно кто-то попадает под дождь. Забавный и остроумный комментарий. Он или кто-то из его команды действительно смотрел индийские фильмы. И в этот момент на экране появляются кадры из "Dilwale Dulhania Le Jayenge"! Несколько собеседники возвращались к этому фильму, и я действительно очень надеюсь, что канал Netflix, в конце концов, купит фильмотеку YRF. Иначе, зачем рекламировать фильм, который не имеет к нему никакого отношения? Я не верю в альтруизм. Шах Рукх в ответ на замечание Дэвида шутит, что индийцы просто любят купаться, и даже делает забавный жест, как будто моется в душе. Симпатичный ответ, показывающий уважение к индийской культуре и, что самое важное, в очередной раз дающий возможность представить Шах Рукха голым, что он проделывает хотя бы раз в каждом интервью".
Собеседники слегка касаются истории индийского кино. Совсем чуть-чуть, только чтобы сообщить зрителям: "Это другая индустрия с другими правилами". Шах Рукх упоминает, что индийский кинематограф зародился в 30-х годах прошлого века и развивался в условиях большого числа правил и множества ограничений. Ему удается быть одновременно неточным в деталях и точным в более широком смысле. Неточным, потому что первый кинофильм был снят в Индии в 1913 году, а правила и ограничения появились во время Второй мировой войны на фоне присутствия британских военных. Однако, он все-таки точен, потому что индийская киноиндустрия бурно развивалась в тридцатые годы. Он не пытается сравнивать истории развития индийского и западного кино. Он просто старается убедить зрителей, что эти киноиндустрии различны, но обе достойны уважения.
Затем Дэвид рассказывает о "Dilwale Dulhania Le Jayenge", называет фильм романтической комедией и подчеркивает, что он находится в прокате уже 20 лет. Шах Рукх не уточняет, что его прокатная жизнь длится уже 24 года, как сделал бы я; он рассказывает, что все создатели картины были очень молоды, не представляли, каким будет результат их труда, упоминает Ади и Каджол. "Он снялся в легкой романтической комедии, которая неожиданно стала хитом, и получил статус звезды" - это заявление подтверждает мысль о том, что он - обычный человек без особых талантов, которому просто повезло.
Дэвид спрашивает, существует ли нечто такое, чего он не сделает на съемочной площадке, и Шах Рукх тут же дает стандартный ответ: "Я не сяду верхом на лошадь". Литтерман начинает с ним спорить, приводя в пример "Asoka", и Шах Рукх рассказывает забавную историю о том, как он боялся скакать на коне с мечом наперевес, как каскадёр ударил коня, чтобы тот поскакал, а он не знал, как его остановить. Он имитирует разные голоса, он встряхивает длинными волосами и поднимает в руках меч - перед нами разворачивается история сюжета, понимаете? Это не только заставляет вас любить Шах Рукха, но и помогает вам представить, как создается кино. Да, и, кстати, "Asoka" можно посмотреть на Netflix! Какое совпадение!
продолжение следует...